Республиканский проект "Родительский университет"

 Рекомендации для родителей первоклассника

Анонс мероприятий:
- 18.01.2024 семинар для родителей 6-8 классов "Рекомендации для родителей по профилактики и коррекции агрессивного поведения подростка";
- 21.01.2024 групповая консультация для родителей 1-2 классов: "Роль отца в воспитании ребенка"

График консультаций психолога для родителей учащихся: каждую третью субботу месяца 11.00-12.00.

График консультаций классных руководителей 1-4 классов для родителей учащихся: каждую третью пятницу месяца 14.00-15.00.

График консультаций классных руководителей 5-11 классов для родителей учащихся: каждую третью субботу месяца 11.30-12.30.

План работы родительского университета в государственном учреждении образования «Средняя школа №35 г.Витебска» в 2023-2024 учебном году

Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Обеспечение целенаправленной работы по профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних.

Основные задачи Родительского университета:

 формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;

 содействие развитию навыков самообразования родителей;

 обеспечение целенаправленной работы по профилактике правонарушений и преступлений, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную

ситуацию;

Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.

Используемые формы работы в рамках «Родительского университета»:

Прямые: лекции, круглые столы, дискуссии с обсуждением

Дистанционные: вебинары (семинары, конференции)

 № 

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Целевая группа

Сроки проведения

Ответственные

1

Лекция «Адаптация учащихся в 1-м классе.

Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе»

Родители первоклассников

Сентябрь

Классные руководители 1-х классов, педагог- психолог

2

Круглый стол «Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки»

Родители 8-9 классов

Октябрь

Классные руководители 8-9 классов Инспектор ИДН. Педагог-психолог

3

Лекция «Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия»

Родители 1-4 классов

Октябрь

Классные руководители 1-4 классов

Мед.работник

4

Лекция «Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска.

Профилактика суицидального Поведения»

Родители 6-11 классов

Ноябрь

Педагог-психолог

Классные руководители 6-11 классов

5

Семинар «Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей»

Родители 8-9 классов

Ноябрь

Педагог-психолог

Инспектор ИДН

6

Круглый стол «Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях»

Родители 5-6 классов

Декабрь

Классные руководители 5-6 классов

7

Обсуждение «Отношения в семье как основа взаимопонимания Поощрение и наказание детей в семье»

Родители 3-4 классов

Декабрь

Классные руководители 3-4 классов

Педагог-психолог

7

Семинар «Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка»

Родители 6-8 классов

Январь

Классные руководители 6-8 классов

Педагог-психолог

8

Групповая консультация «Роль отца в воспитании ребенка»

Родители 1-2 классов

Январь

Педагог-психолог

9

Круглый стол Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения.

Родители 7-9 классов

Февраль

Классные руководители 7-9 классов

10

Дискуссия «Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире»

Родители 5-6 классов

Февраль

Библиотекарь

Классные руководители 5-6 классов

11

Групповая консультация «Как услышать ребенка, пока он не стал «трудным»?

Родители 7-9 классов

Мат

Педагог-психолог

12

Лекция «Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти»

Родители учащихся ОПФР

Март

Учителя-дефектологи

Педагог-психолог

13

Круглый стол «Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребѐнка»

Родители 1-4 классов

Апрель

 

Классные руководители 1-4 классов

Педагог-психолог

14

Групповая консультация «Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии?»

Родители 9,11 классов

Апрель

Классные руководители 9,11 классов

15

Круглый стол «Организация свободного времени детей в период летних каникул Ответственное родительство – залог благополучия семьи»

Родители 8-10 классов

Май

Классные руководители 8-10 классов

Инспектор ИДН

*В плане возможны изменения

Программа Родительского университета разработана в Белорусском государственном педагогическом университете имени Максима Танка. Авторы: Мартынова Вера Васильевна, декан факультета социально- педагогических технологий БГПУ, кандидат педагогических наук, доцент; Погодина Елена Константиновна, старший преподаватель кафедры социальной педагогики БГПУ

свернуть

Обсуждение «Поощрение и наказание детей в семье»

Обсуждение «Поощрение и наказание детей в семье». (Родители 3-4 классов.)

Поощрение и наказание детей в семье является одним из наиболее важных процессов, применяемых с целью воспитания. Для того чтобы воспитательные меры имели свою эффективность, необходимо правильно применять методы поощрения и наказания таким образом, чтобы ребенок вырос воспитанным и не слишком разбалованным. Конечно, если вы будете очень часто в отношении своего ребенка использовать разнообразную систему наказаний в качестве воспитательной меры, то чаще он будет вести себя таким образом, что вам придется систематически предпринимать подобные меры. Ребенок может стать чрезмерно агрессивным и негативно настроенным в вашу сторону. Многие родители наказывают и поощряют своих детей не задумываясь о том, как это скажется на ребенке в будущем. Поэтому очень важно выработать правильную систему поощрений и наказаний, которую можно будет использовать без вреда для ребенка и ваших с ним отношений.

Золотые правила поощрения и наказания

Правила наказания:

  1. Наказание не должно вредить здоровью— ни физическому, ни психическому.
  2. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте. Никакой “профилактики”, никаких наказаний на всякий случай.
  3. За один проступок – одно наказание.Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно наказание, за все проступки сразу.
  4. Недопустимо запоздалое наказание. Иные «воспитатели» ругают и наказывают детей за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения. Они забывают, что даже законом учитывается срок давности преступления. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка в большинстве случаев – достаточное наказание.
  5. Ребенок не должен панически бояться расправы. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей. Если отношения с ребенком нормальны, то их огорчение для него – наказание.
  6. Не унижайте ребенка. Какой бы была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание не принесет ему пользы.
  7. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках – больше ни слова. Не вспоминайте больше о проступке, ибо за него уже расплатился.
  8. Нельзя наказывать едой; побоями; обзывать бранными словами; ставить надолго в угол; наказывать в публичном месте; повторять свои требования множество раз, «усиливая» их весомость криком. Помните, что ваша несдержанность в наказании вселяет ненависть к тому, из-за чего наказывают; делает ребенка забитым и ничтожным; освобождает от угрызения совести; впоследствии такие дети делаются нечувствительными; наказание создает морального циника.
  9. Очень часто наказание не исправляет ребенка, а лишь преображает его. Наказание вынуждает ребенка бояться потерять родительскую любовь. У наказанного ребенка развивается враждебное чувство к родителям. Частые наказания, так или иначе, побуждают ребенка оставаться инфантильным.
  10. Вопреки бытующему мнению, не стоит наказывать ребенка трудотерапией – после этого любая работа будет восприниматься ребенком, как наказание.
  11. Внимание! Ребенка ни в коем случае нельзя наказывать:

— когда он болеет;

— перед сном и сразу после сна;

— во время еды (это самое прямое попадание информации, ребенок буквально «проглатывает» негативные сигналы; впоследствии это может привести к развитию психосоматических заболеваний);

— во время работы и игры;

— непосредственно после душевной или физической травмы;

— когда ребенок искренне старается что-то сделать, но у него не получается;

— когда сам воспитатель находится в плохом настроении.

Правила поощрения:

  1. Преувеличенную похвалутотчас хочется «поставить на место», проявить свою истинную натуру. Не разбрасывайтесь незаслуженной похвалой направо и налево, стремясь расположить к себе ребенка.
  2. Похвала должна быть направлена на поступок ребенка, а не на его личность.

Примерами вредных похвал могут быть такие: «Ты такая чудесная дочь!», «Ты настоящий мамин помощник!», «Ты такой добрый и отзывчивый, чтобы мы делали без тебя?» Ребенок может почувствовать тревогу — ведь он далеко не такой идеальный, как о нем говорят. И здесь есть два варианта поведения.

Первый: скорее всего, ребенок, не дожидаясь «разоблачения», сам будет доказывать свою «не столь идеальную» натуру плохим поведением.

Но возможен и второй вариант, когда ребенок сам перестанет быть искренним и будет подстраиваться под похвалу и предпочитать исключительно те ситуации, где можно покрасоваться только самой выгодной своей стороной. А внимая бесконечным восклицаниям любвеобильных бабушек: «Какой замечательный ребенок! Исключительные способности! Ну и умница!» — малыш рискует вырасти самовлюбленным эгоцентриком.

  1. Не хвалите ребенка за естественные вещи.Не делайте из его социальности нечто необычайное. Это правило очень хорошо раскрыла психотерапевт Жан Ледлофф: «Если ребенок сделал что-то полезное, например, сам оделся, покормил собаку, сорвал букет полевых цветов, ничто не может его обидеть больше, чем выражение удивления его социальным поведением. Восклицания типа: «Ах, какая ты умница!», «Смотри, что он смастерил, да еще сам!» — подразумевают, что социальность в ребенке неожиданна, несвойственна и необычна». Ребенок должен осознавать, что он сам способен на многое по своей природе, не прилагая к этому особых усилий. Так стоит ли сбивать его с толку своей неуместной похвалой?
  2. Не выражайте свое одобрение в финансовом эквиваленте. Не следует поощрять помощь по хозяйству или творческую деятельность малыша деньгами. Человек успешно занимается тем, что выбирает искренне, по внутренним мотивам. Если же ребенок знает, что вслед за действием последует оплата, то в корне поменяет характер поведения — из «творческого делания» его активность превратится в «зарабатывание денег».
  3. В семьях, где несколько детей, родители должны следить, чтобы поощрение одного ребенка не вызывало у остальных чувства зависти или обиды. Поощряя детей, родителям каждый раз следует действовать обдуманно и неторопливо.
  4. Однозначно исключите метод поощрения – конфеткой и шоколадкой. Дети, конечно очень любят полакомиться, но создавать культ из еды и воспитывать чрезмерный интерес к ней не стоит. Конечно, проще купить ребенку конфету, чем заняться с малышом. Проще, но далеко не лучше.
  5. Поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться заранее: «Сделай это, тогда получишь вот это…» Ваш ребенок должен научиться получать удовлетворение от самого труда, а не стараться ради награды. Ведь в жизни не за каждым добрым дело следует награда, и не надо приучать малыша всегда ожидать ее.
  6. Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок. Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность, это может привести к серьезным нравственным проблемам.

«Мозговой штурм»

- Далее наша работа будет проходить в форме мозгового штурма.

 Ваша задача- создать единую систему эффективных поощрений и наказаний.

 (Родители должны рассказать о своей системе)

- Как вы считаете, смогли ли мы приблизиться к этим правилам? Что бы вы хотели добавить в свою систему?

свернуть

Формирование правосознания и ответственности подростка за поступки. Рекомендации родителям

«Формирование правосознания и ответственности подростка за поступки. Рекомендации родителям»

Целью формирования законопослушного поведения является развитие правового сознания и правовой культуры учащихся, достижение ими понимания права как важнейшего завоевания культуры, цивилизации, как основания жизненного самоопределения каждого человека и устойчивого развития общества, а также выполнение и следование всем нормам закона и права.

Можно выделить несколько важных аспектов, влияющих на формирование законопослушного поведения.

  1. Знание закона. Незнание законов не освобождает от обязанности их соблюдать.
  2. Обращение к закону. Решать конфликты и споры следует в рамках права, а не за его пределами, не путем применения силы, угроз. Зачастую даже старшеклассники не доверяют прокуратуре, суду, милиции и считают бесполезным обращаться к ним за помощью, а то и просто боятся это делать. В результате создается почва для стремления решить спор не в суде, а через применение силы.
  3. Уважение закона. Закон воспринимается как приказ, который надо выполнять, чтобы избежать наказания, а не как норма, направленная на общее благо. В правовом государстве жизнеспособность юридических норм зависит больше от уважения к закону, чем от страха перед санкциями за их нарушение.

В понимании современных детей и подростков законопослушное поведение – это поведение, соответствующее принятым в обществе нормам и правилам. Такое поведение, с одной стороны, - требует знания этих норм, - а с другой, - их выполнения (соблюдения). На основании жизненного опыта современных детей и подростков «законопослушное поведение» проявляется: - в выполнении устава и правил общеобразовательного учреждения; - в соблюдении законов - в ограничении собственного поведения - в выполнении моральных требований. В сознании подростков законопослушное поведение ассоциируется в образах: - милиционера- школьной формы - стандартов - гражданином - отличником («ботаником») - волонтером - активистом - спортсменом - нормативными актами, которые люди исполняют - ежедневное выполнение своих обязанностей. Дети и подростки отмечают, что очень важным условием реализации законопослушного поведения является понимание и осознание собственных жизненных ценностей и нравственных приоритетов. Они в процессе работы неоднократно подчеркнули, что поведение человека связано с принятием ответственности за свое поведение и его последствия. У несовершеннолетних особый интерес вызывает понимание причин противозаконного поведения. Прежде всего, они связывают такое поведение или как результат отсутствия воспитания в семье или как потребность в самоутверждении для части подростков. В первом случае, чаще всего называется та причина, что в семье родителей дети не чувствуют себя в безопасности (например, неблагополучная семья, где родители сами пьют). В такой ситуации дети вынуждены искать спасения на улице. А это очень непросто. Так как «уличное воспитание» очень суровое и жесткое.

Вместе с тем, чтобы альтернативные способы поведения достигли сознания ребенка, - они должны обладать привлекательностью для ребенка. Это означает, что побудительная сила личных интересов и эмоциональная заряженность моральных норм должны быть понятны для ребенка. Такой вариант становится реальностью на определенном этапе морального развития ребенка при следующих условиях: ребенок должен знать моральную норму, принимать ее социальное значение и иметь эмоционально окрашенное отношение к ней. При достижении ребенком такого уровня морального развития, он закономерно попадает в противоречивую ситуацию, выступающую в качестве средства осмысления и освоения моральной нормы. Таким образом противоречивая ситуация становится тем средством, которое обеспечивает процесс соотношения, сопоставления в сознании ребенка своих действий и моральных норм общества. Оказавшись в противоречивой ситуации, обусловленной наличием в сознании двух противоположных способов поведения, ребенок будет решать диалектическую задачу, результатом которой станет сознательный выбор конкретного способа действия. Таким образом, моральная норма освоенная ребенком в противоречивой ситуации становится "личностной нормой", моральным критерием. Очевидно, что в процессе специально организованной деятельности (воспитательной) необходимо включать ребенка в различные ситуации жизненного выбора и учить его делать собственный выбор, способствуя тем самым формированию его осознанного законопослушного поведения. В педагогической литературе в последнее десятилетие особо актуальным стал вопрос о нравственно-правовом воспитании детей и подростков. Законопослушное поведение личности рассматривается в качестве результата такого воспитания. Нравственно-правовое воспитание – это целенаправленный процесс, включающий в себя просвещение и превращение нравственно-правовых знаний детей и подростков в их личные убеждения, а также формирование на основе этого ответственного отношения к собственным делам и поступкам, к поведению в целом.

Работа с обучающимися – важная составляющая профилактики противоправного поведения учащихся.

Необходимо: - поддерживать творческие социально-позитивные молодежные объединения - вести целенаправленные профилактические беседы, информирующие подростков, - оказывать психологическую помощь подростку в налаживании взаимоотношений с учебным коллективом; - осуществлять коррекционную психолого-педагогическую работу с подростками, участвующими в деструктивных объединениях; - вовлекать подростков в позитивные, социально полезные организации, в учреждения дополнительного образования; - предоставлять подростку пространство взросления (интересная не формализованная социальная деятельность), где он может выстраивать взаимоотношения, чувствовать свою сопричастность к значимым делам, проявлять свою индивидуальность.

Отдавая и помогая своему подрастающему человеку освоить опасные с Вашей точки зрения действия, Вы укрепляете доверие между вами и свой авторитет в его глазах. У этого процесса, конечно же, есть ряд правил:

  1. Отдавая решение, проговаривайте безоценочно последствия. Да, будете таким же нудным родителем, как и все остальные, но помните, что за сопротивлением и фырканьем на Ваши фразы все еще скрывается доверие и любовь, иначе бы так сильно не задевало.
  2. Реагируйте на просьбы о помощи как на задачи. Многие родители начинают томно закатывать глаза и говорить что-то в духе:"Ооо, ну я же говорил!". Пара таких заходов, и подросток делиться с Вами своими проблемами перестанет. Если Вы хотите остаться в кругу доверенных лиц, это не Ваш вариант.
  3. Спрашивайте, прежде чем давать совет или помогать. Непрошенный совет часто выглядит для подростка как неверие в его силы и способности, утверждение, что он сам дурак и не смог бы до такого догадаться. Часто они резко на это реагируют.
  4. Отдавайте новую ответственность по мере усвоения предыдущей. Опять же, следите за тем, чтобы уговоры происходили безоценочно.
свернуть

Лекция «Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия»

Типы насилия в отношении детей

Большинство случаев насилия в отношении детей относится, по крайней мере, к одному из шести основных типов межличностного насилия, совершаемого на разных этапах развития ребенка.

  • Жестокое обращение (включая жестокие наказания) охватывает физическое, сексуальное и психологическое/эмоциональное насилие; и отсутствие заботы о детях раннего возраста и других возрастных групп и подростках со стороны родителей, воспитателей и других авторитетных лиц, в основном, дома, но также в таких учреждениях, как школы и приюты.
  • Травля (в том числе в киберпространстве) – это нежеланное агрессивное поведение другого ребенка или группы детей, которые не являются братьями или сестрами и не состоят в романтических отношениях с жертвой. Она включает неоднократное причинение физического, психологического или социального вреда и часто происходит в школах и других детских учреждениях, а также через Интернет.
  • Насилие среди подростков и молодежи – это насилие среди детей и молодых людей в возрасте 10-29 лет, которое происходит, в основном, в сообществах между знакомыми и незнакомыми людьми. Оно включает травлю и физическое нападение с оружием (таким как огнестрельное оружие и ножи) или без него и может включать насилие, совершаемое преступными группировками.
  • Насилие со стороны интимного партнера (или бытовое насилие) включает физическое, сексуальное и эмоциональное насилие со стороны интимного партнера или бывшего партнера. И хотя жертвами насилия со стороны интимного партнера могут быть мужчины, от него непропорционально страдают женщины. Такое насилие обычно происходит в отношении девочек и девушек, состоящих в детских и ранних/принудительных браках. Среди подростков, состоящих в романтических отношениях, но не в браке, такое насилие иногда называют «насилием на свиданиях».
  • Сексуальное насилие включает совершаемые без согласия сексуальные контакты или действия сексуального характера, совершаемые без контакта (такие как вуайеризм или сексуальные домогательства), или попытки совершения таких контактов и действий; акты торговли с целью сексуальной эксплуатации, совершаемые в отношении лиц, не способных дать согласие или отказаться; и эксплуатацию в Интернете.
  • Эмоциональное или психологическое насилие включает ограничение движений ребенка, унижение, осмеяние, угрозы и запугивание, дискриминацию, неприятие и другие нефизические формы неприязненного обращения.

Любые из этих типов насилия, направленного против девочек или мальчиков в связи с их биологическим полом или половой идентичностью, могут также представлять собой насилие по признаку пол

Индикаторы физического насилия

К физическим (внешне наблюдаемым) индикаторам от­носятся: следы укусов; синяки; кровоподтеки; царапины; шра­мы, следы связывания, следы от ногтей, следы от сжатия паль­цами; следы от ударов предметами (ремнем, палкой, следы от веревочной петли); ожоги; наличие на голове участков кожибез волос; высокая вероятность травматизации или частых по­вреждений; переломы в необычных местах; повреждения, при­пухлости на лице или конечностях; бледность кожных покро­вов; повреждения внутренних органов; необычное состояние ребенка после насильственного приема алкоголя или лекарств. О повторяющемся физическом насилии можно судить в том случае, если на теле ребенка имеются следы раз­личных сроков давности (раны, кровоподтеки и т. д.).

Индикаторы психологического насилия

К физическим (внешне наблюдаемым) индикаторам от­носятся: сосание пальцев, монотонное раскачивание; ночной и/или дневной энурез; психосоматические жалобы: головная боль, боли в жи­воте и области сердца, сообщение ребенка, что ему плохо; за­медление физического, психического и общего развития ре­бенка.

К индикаторам семейной обстановки и поведения роди­теля, использующего психологическое насилие по отношению к детям, можно отнести предъявление ребенку завышенных требований, с которыми он не в состоянии справиться; не­предсказуемое поведение родителей по отношению к ребенку, суровые наказания; чрезвычайно критичное отношение к ре­бенку, постоянные обвинения в чем-либо; проявления злости и запугивание ребенка.

Индикаторы сексуального насилия

Сексуальные индикаторы, характерные для младших де­тей и подростков:

- реплики, указывающие на несоответствующие возрасту сексуальные знания, часто сказанные невзначай. Напри­мер, ребенок, наблюдая за целующейся парой по теле­визору, говорит: «а сейчас дядя засунет свой пальчик в тетю»;

- рисунки на сексуальные темы. Например, ребенок рисует сцену фелляции;

- сексуальное взаимодействие с другими людьми. Напри­мер, сексуальная агрессия по отношению к более млад­шим детям (может свидетельствовать об идентификации с насильником), сексуальная активность в отношении сверстников (может указывать, что ребенок получает не­которое удовольствие от насильственных действий), сек­суальные предложения или жесты старшим людям (мо­жет сигнализировать о том, что ребенок воспринимает и расценивает сексуальную активность как необходимый атрибут взросления);

- сексуальные действия с животными или игрушками. На­пример, ребенок может имитировать фелляцию со своей собакой или разыгрывать сценку секса, играя с куклами;

- беспорядочные половые связи с различными сексуаль­ными партнерами;

- сексуальное преследование девочек сверстниками или взрослыми.

Что же делать в случаях, когда насилие происходит в семье?

К сожалению, такие случаи имеют местоДве трети случаев насилия совершается дома близкими родственниками ребенка, и лишь одна треть на улице. Довольно часто взрослые, чей ребенок пострадал от насилия в родном доме, стараются «не выносить сор из избы», боясь излишнего внимания со стороны окружающих, не желая привлекать к ответственности насильников, к которым испытывают родственные и не только родственные чувства. Домашние насильники (отцы, дяди, отчимы) в большинстве случаев остаются безнаказанными, поскольку до заявления в правоохранительные органы, дело не доходит. В таких случаях ребенок, не получив поддержки от родных, которые могли бы его защитить, живет с этой болью всю жизнь. Не предавайте своих детей! Подумайте и о том, что человек, совершивший преступление в отношении вашего ребенка и оставшийся безнаказанным, может сделать это еще раз. Обратитесь со своей бедой в правоохранительные органы, которые смогут пресечь действия насильника.

Научите своего ребенка:

Подходя к дому, обращать внимание (оглянуться), не идет ли кто-то следом и, если кто-то идет, не подходить к подъезду. Погулять на улице 15-20 минут и, если незнакомый мужчина продолжает идти следом, рассказать о нем любому повстречавшемуся взрослому, который идет навстречу.

Никогда не входить в подъезд с незнакомым мужчиной. Лучше дождаться хорошо знакомого взрослого или войти с любой женщиной, либо дождаться пока незнакомец уйдёт (выйдет из подъезда).

Входя в подъезд, обязательно сразу закрывать за собой дверь (если на дверях кодовый замок).

Если незнакомый мужчина уже находится в подъезде (у лифта, на лестнице), выйти на улицу и дождаться, пока в подъезд зайдет кто-то из взрослых. Нельзя входить в лифт с незнакомым мужчиной. Лучше подождать, когда он уедет или пойти пешком. В случае опасности – кричать, стучать и звонить в двери. Объясните, что в случае опасности так вести себя не только не стыдно, а просто необходимо!

Никогда не вступать в разговоры с незнакомыми людьми, тем более не говорить им, кто находится дома (даже если незнакомец представляется другом или сослуживцем родителей, курьером, почтальоном, соседом и т.д.). Объясните, что нельзя принимать от посторонних подарки, игрушки, угощения. И уж тем более, не ходить с незнакомцем, куда бы он ни звал; не садиться с ним в машину. Если ребенок маленький, эту информацию лучше донести в форме сказки: «Это будет не дядя, а переодетый Бармалей. Он станет обижать тебя, если ты пойдешь с ним». Ребенку постарше скажите: «Взрослый может быть хорошим, но может оказаться и плохим. Нельзя во всем соглашаться с ним и верить ему!»

Не открывать двери в квартиру, если дома нет взрослых (незнакомец может попросить воды, попросить разрешения позвонить по телефону, написать записку родителям, передать документы).

Обо всех неизвестных подозрительных людях необходимо обязательно рассказать родителям и учителям в школе!

свернуть

Круглый стол «Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях»

«Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях»

Целевая группа: родители 5-6 классов.

 

Сейчас дети много времени проводят в Интернете - это один из показателей современного информационного общества. Но детей нужно воспитывать и контролировать, ведь виртуальные проблемы нередко затрагивают жизнь в мире реальном. В виртуальном мире свои порядки и кумиры, свои опасности -  взрослые просто обязаны о них знать. Вы знаете эти правила, порядки, молодежных кумиров и как защитить своего ребёнка от опасностей и не потерять его в соцсетях? Если с ребенком не поддерживать диалог, в том числе по аспектам виртуальной жизни, то это приведет к формированию неполноценных взаимоотношений в семье, а затем, ребенок окажется в депрессивных сообществах душевной боли, в которых он начнет делиться проблемами со всем миром. А вот затем, ребенка превращают в марионетку, им начинают манипулировать, и  вовлекают во что угодно: от педофилии до преступных и террористических сообществ.​Только вдумайтесь. Миллионы детей в группах душевной боли и грусти. Сотни тысяч детей играют в смерть. Почти все школьники подвергаются интернет-домогательству. Половина девочек-подростков  стремятся похудеть до 30 кг. И сейчас абсолютно все дети подвергаются негативному влиянию соцсетей. Важно, чтобы каждый ребенок делился проблемами своей и реальной и виртуальной жизни со своими родителями, а не с преступными элементами в соцсетях.

Тактические  подсказки для родителей

  1. Не рекомендуется создавать для ребенка учетную запись с правами администратора. Создайте для ребенка учетную запись с правами обычного пользователя – это позволит вам эффективно контролировать его онлайн-активность. Учетная запись с правами администратора должна использоваться только взрослым.
  2. Настройте использование https. Убедитесь в том, что ваш ребенок открывает сайты с защищенным протоколом https (наименование протокола отображается в адресной строке браузера). Это позволит избежать перехвата информации – данные передаются в зашифрованном формате, который не распознают вредоносные программы. Посоветуйте детям-подросткам использовать эти настройки и при доступе к соцсетям через публичный Wi-Fi.
  3. Используйте надежные пароли. Напомните детям, что пароли нельзя передавать или давать на время даже лучшим друзьям.
  4. Не забывайте регулярно обновлять антивирус и программу родительского контроля.
  5. Просматривайте историю посещения сайтов ребенком. Если вы обнаружите, что история подчищена, найдите повод, чтобы с ребенком поговорить.
  6. Проверьте настройки веб-камеры и убедитесь, что она отключена или закрыта, если в данный момент не используется.
  7. Проверьте настройки профиля ребенка в соцсетях. Открытый доступ к профилю может подвергнуть ребенка риску.
  8. Не переходите по подозрительным ссылкам.
  9. Скачивайте программы и мобильные приложения только из официальных источников.
  10. Используйте комплексные антивирусные продукты и решения.
  11. Избегайте заполнения сомнительных форм с персональными данными в Сети.
  12. Не открывайте файлы от неизвестных отправителей.

ЧТО ОБЯЗАТЕЛЬНО НУЖНО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ,

ЧТОБЫ СОЗДАТЬ ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С РЕБЁНКОМ.

Интересоваться жизнью ребенка: внимательнее относиться к тому, чем живет ваш ребенок. Следите за его увлечениями, но не пугайтесь, если он, например, начал слушать грустную или тяжелую музыку, это абсолютно типично для подростка.

Сохранять и укреплять доверие -  лучший способ оградить ребенка от опасности – это поддерживать с ним доверительные отношения. Разговаривать с ним честно и прямо, учить его мыслить и рассуждать. Можно не соглашаться в чем-то, спорить, искать аргументы, но не пытаться подавить его своим авторитетом. В конечном итоге помните, что рано или поздно он вырастет, и его взгляды поменяются. Сначала, вместо того, чтобы взламывать его страницы, просто сядьте с ним и попросите его самого показать вам, в каких группах он состоит, и рассказать о людях, с которыми он переписывается.

Разговаривать и слушать. Обсуждайте разные темы. И при этом соблюдайте правило - меньше говорить, больше слушать. Самое главное, чем вы можете показать ребенку, что он важен, нужен и что он не один в этом мире. Выбирайте время, когда он охотнее будет это делать, и обсуждайте с ним то, что вас беспокоит. Делитесь своими подростковыми воспоминаниями, это позволит вам сблизиться. Не забывайте напоминать ребенку о его уникальности, сильных сторонах личности, способностях, можно даже простить ему странные прически и непонятный стиль в одежде (все проходит, пройдет и это). На данном этапе таким образом происходит его самовыражение, так ему проще ощущать себя частью своего подросткового социума и быть «как все».

Предугадывать проблемы и вопросы возрастных криризисов и готовить к ним ребёнка.

Общаться с его окружением. Можно обратиться к друзьям, одноклассникам, классному руководителю или тренеру. Возможно, кто-то знает о происходящем в жизни вашего ребенка в данный момент чуть больше, чем вы. Заодно, можно обсудить ваши опасения с другими родителями, узнать, что думают об этом в школе и предпринимают ли какие-то действия.

Поиск альтернативных интересов: Ребенок, который постоянно сидит в социальных сетях и мало интересуется чем-то в реальной жизни, попадает в некий виртуальный транс, который создает у него ощущение «параллельной реальности», зазеркалья. В этом измененном состоянии сознания у подростка ослабляется критичность восприятия, и он легче поддается внушению и манипуляциям. Родителям нужно не просто запретить те или иные действия в интернете, а предложить своему чаду альтернативные занятия, которые смогут вытянуть его в офлайновое пространство.  Особенно действенными будут хобби, которые помогут подростку не только занять время и мозги, но и построить отношения со сверстниками в реальной жизни.

Включение здоровой критичности. Вспомним одно из правил «групп смерти»: как только один из подписчиков интересовался у организаторов, кто они и какие цели преследуют, его тут же изгоняли из сообщества. Чтобы подросток был более устойчивым к манипуляциям, нужно научить его критически мыслить и задавать неудобные вопросы. И воспитывается этот навык в первую очередь в семье. У каждого ребенка должна быть возможность спросить у мамы или папы: «Почему? Для чего мне это делать?». Это дает подростку ощущение значимости собственной персоны, чувство, что он способен и сам сделать какой-то выбор в жизни, а не постоянно следовать указаниям родителей. В таком случае тинейджер не так охотно будет поддаваться чужому авторитету.

Начните с оценки ситуации. Присмотритесь к ребенку, пообщайтесь с ним, понаблюдайте, чтобы понять - насколько он осведомлен о данных группах, в какой степени проявляет к ним интерес. Корректный родительский контроль за тем, что происходит с ребенком в интернет-пространстве необходим для обеспечения его безопасности. Шаг первый: найти страницу ВКонтакте. Для начала вам необходимо зарегистрироваться ВКонтакте. При этом важно помнить, что дети, а особенно подростки очень ранимы. Они тщательно оберегают свое «Я» и не терпят вторжения взрослых в личную жизнь, поэтому нужно действовать деликатно.    Шаг второй: хештеги. Проверьте присутствие на странице хештегов - специальных меток со значком #, с помощью которых дети сигнализируют организаторам суицидальных групп о готовности вступить в игру. Недавно администрация ВКонтакте заблокировала большое количество хештегов (#f57#морекитов#тихийдом#хочувигру#млечныйпуть#няпока и т.д.), однако появляются новые. Как правило, с намеренно пропущенными буквами. Обычно хештеги стоят после коротких стихотворных посланий. Шаг третий: видео и аудиозаписи. Изучите разделы «видео» и «аудиозаписи». Нет ли там подозрительных роликов о «Тихом доме», Рине Паленковой и других детей, совершивших суицид, сцен насилия, записей трансляций реальных суицидов и т.д. Прослушайте аудиозаписи групп и исполнителей, особенно тех, чьи названия вам ничего не говорят. В последнее время ВКонтакте появилось  много маргинальных рэп- и рок-исполнителей, которые призывают слушателей  «выпиливаться», резаться, вешаться и т.д.    Шаг четвертый: фотографии. Изучите фотографии и картинки на странице,  особенно в альбоме «Сохраненные фотографии».  Особую тревогу должны вызывать: картинки с подписями, в которых ключевыми словами являются  «одиночество», «предательство», «боль», «надоело», «сдохнуть», «умирай», «вскрывайся», «зависай». Часто фоном для них служат депрессивные пейзажи, панельные многоэтажки, мосты, лестницы, поезда, рельсы, окна и т.д. И главное, уважаемые родители, сохраняйте здравомыслие.  Помните, ребенок может разместить мрачные мемы, картинки, песни и видео просто из любопытства или потому что это модно, при этом он вовсе не помышляет свести счеты с жизнью. В этом случае следует доверительно поговорить с ребёнком. Однако если таких картинок слишком много, то это повод серьезно задуматься о его душевном благополучии. Если вы столкнулись с реальной угрозой, необходимо связаться со специалистом.

свернуть

Лекция «Подростковый возраст как фактор риска возникновения вредных привычек и зависимостей»

Лекция «Подростковый возраст как фактор риска возникновения вредных привычек и зависимостей». (Родители 8-9 классов)

Сегодня профилактика в области аддикций (addicted англ. — зависеть от чего-либо) не может состояться без знаний о зависимом поведении как явлении, против которого направ­лена собственно профилактическая работа. Однако для профи­лактического знания решающим оказывается изучение при­чин возникновения зависимости как фактов, против которых необходимо формировать особые личностные конструкты и находить методы противостояния им. Профилактические зна­ния и знания о зависимостях всегда строились и будут стро­иться в параллельном изучении, особенно при разборе вторич­ной и третичной профилактики.

Проблема зависимого поведения в современной науке рас­сматривается через призму глобального фактора вреда, нано­симого здоровью человека. Этот взгляд позволяет выработать общую терминологию в области зависимого поведения и про­водить сравнительный анализ научных подходов в изучении зависимости. Наиболее представительный блок теоретического и практического знания имеет психологический подход, особенно разнообразны психологические теории развития и

б научения, объясняющие аддиктивное поведение. К родствен­ным подходам в области изучения зависимости можно отнести культурологический, комплексный (междисциплинарный) и медицинский (психотерапевтический) подходы.

Зависимое поведение — глобальный фактор вреда здоровью человека

Глобальные факторы риска для здоровья GBD (Global Burden of Diseases) (Женева, 29.01.2009)

Ранг

Факторы риска

%

1

Инфекции

7,8

2

Курение

5,3

3

Промышленное загрязнение воздуха

5,1

4

Высокий холестерин

4,8

5

Ожирение

3,3

6

Алкоголь

3,2

7

Загрязнение воды и продуктов питания

2,9

8

ДТП

2,3

9

Наркотики

0,24

 

Природа создала человека для долгой и счастливой жизни. Однако, ряд привычек, которые человек начинает приобретать еще в школьные годы и от которых не может избавиться в течение всей жизни, серьезно вредят его здоровью. Они способствуют приобретению хронических заболеваний, преждевременному его старению. К таким вредным привычкам относятся курение, употребление алкоголя, наркотиков, интернет зависимость.

Курение в среде подростков вызывает тревогу по нескольким причинам:

  • Те, кто начинает ежедневно курить в подростковом возрасте, обычно курят всю жизнь.
  • Курение повышает риск развития хронических заболеваний (заболевание сердца, рак легких и других органов, гангрена ног).
  • Подростки – курильщики чаще страдают от кашля, одышки и других респираторных симптомов.

В результате курения незаметно возникает привычка к табаку, к никотину.  Никотин – является нейротропным ядом, действует на проведение и передачу нервного импульса, нарушает действия центральной и периферической нервных систем. К нему привыкают, и без него становится трудно обходиться.

При курении у подростков  сильно страдает память, снижается скорость заучивания и объём памяти, замедляется реакция в движении, снижается мышечная сила; под влиянием никотина ухудшается острота зрения, у курящего подростка  начинается мелькание и двоение в глазах, возникают от табачного дыма слезоточивость, покраснение и отёчность век, что приводит к хроническому воспалению зрительного нерва ,никотин повышает внутриглазное давление

Алкоголизация подростков

В подростковом возрасте любой алкоголь, даже в очень малом количестве, наносит организму непоправимый вред.

Подростковый алкоголизм начинается с семейных застолий. Иногда  детям легкомысленно дают попробовать пиво или сладкое вино. Отмечается доступность и дешевизна спиртных напитков, яркие и красочные этикетки которых так и бросаются в глаза.

В подростковом возрасте к положительному восприятию алкоголя добавляется стремление подражать старшим или другим подросткам в кругу своего общения. Приобщенный к алкоголю подросток меняет свои привычки и ценности. Все свободное время он проводит в кругу своих пьющих товарищей, принятием спиртного. При употреблении алкоголя у подростков развивается цирроз печени, возникают такие заболевания, как гепатит, панкреатит, нарушения работы сердца, заболевания эндокринной системы, легочные заболевания, проблемы с артериальным давлением,снижается устойчивость к инфекционным заболеваниям, появляются нервные  и психические расстройства: грубость, недоверчивость, вспыльчивость

Наркомания

С каждым днем в процесс потребления  наркотиков вовлекается все больше и больше молодых людей.  Приобщение к наркотикам начинается, как правило, в подростковом возрасте (13 лет). Особая опасность возникает тогда, когда наркотик, принятый из любопытства или от скуки, вызывает приятные ощущения. В результате у подростка возникает желание повторно испытать те же чувства. Употребление наркотиков в молодежных кругах часто становится чем-то вроде попытки считаться взрослым человеком.

Одним  из факторов подростковой наркомании  является  неумение справляться с жизненными трудностями. Последствия злоупотребления наркотиками обнаруживаются спустя 1-2 месяца. У подростков  утрачивается интерес к учебе, появляются прогулы, исчезновения из дома . Затем появляется раздражительность, конфликтность, колебания настроения, отмечается снижение интеллекта.

Интернет зависимость

Интернет-зависимость как отдельную форму зависимости выделили в 1995 году. Ученые  установили, что тяга к интернету способствует активации в мозге тех процессов, которые возникают при пристрастии к наркотическим средствам и алкоголю.

И у алкоголиков с наркоманами, и у зависимых от интернета людей в головном мозге происходят аналогичные процессы замедления работы головного мозга.

У детей интернет-зависимость формируется быстрее, чем у взрослых. Детская психика податливей, виртуальный мир быстро становится для ребенка более комфортным, чем реальность, в которой надо слушаться родителей, ходить в школу и подчиняться скучным правилам.

У детей и подростков наблюдаются четыре степени интернет-зависимости:

  1. Ребенок проводит за компьютером менее 7 часов в неделю, его деятельность в сети разнообразна, он охотно рассказывает, чем занят. Сам выключает компьютер, «отлучение» от интернета и необходимость прерваться воспринимает спокойно, проблем со сном и аппетитом нет. Учеба в норме, одевается как всегда, в комнате порядок.
  2. Ребенок находится за компьютером до 15 часов в неделю, деятельность разнообразна, но однонаправлена, рассказывает не обо всем. Компьютер выключает после напоминания, необходимость прерваться воспринимает по-разному, в том числе и негативно. Иногда объедается у компьютера или забывает поесть, изредка бывают ночные кошмары. Учеба в норме, может неаккуратно одеться, захламить комнату.
  3. Ребенок пребывает за компьютером до 22 часов в неделю, деятельность узконаправлена, неохотно рассказывает о ней. Компьютер выключает после нескольких напоминаний, перерывы воспринимает негативно. Аппетит заметно снижен или повышен, сон нарушен – спит то мало, то много, кричит и мечется во сне. Учеба страдает, одежда часто неаккуратна, в комнате беспорядок. Несколько меняется круг общения и интересы.
  4. Ребенок засиживается за компьютером более 3-х часов в день, ежедневно, не отрываясь. Компьютер старается не выключать вообще, на просьбы прерваться или рассказать, чем занят, реагирует агрессивно. Аппетит и сон сильно нарушены, успеваемость сильно упала, одежда и комната в беспорядке, круг общения и интересы сменились.

Первая-вторая стадия почти не требуют вмешательства – это естественный интерес, необходимый для жизни в современном мире. Достаточно разговаривать с детьми об их увлечениях и ненавязчиво отслеживать, чем они заняты, о чем пишут в соцсетях, во что играют.

Третья стадия свидетельствует о необходимости серьёзного вмешательства, консультаций с психологом. Надо обеспечить ребенку полноценную жизнь в реальности – сильные впечатления, дружную компанию, полезное занятие.

Четвертая стадия, к сожалению, без вмешательства профессионалов может окончиться печально. Обратитесь к школьному  психологу, врачу из поликлиники.

С подростками нельзя обращаться, как с детьми: они не терпят снисходительности и приказного тона. А вот дружеское общение, искренний интерес к делам и чувствам подростков помогут родителям установить с ними тесный контакт, наладить и укрепить отношения.

Главное – ориентировать ребенка на здоровый образ жизни. Научить ребенка бережно относиться к своему здоровью, строить гармонично свои отношения с окружающим миром — важнейшая задача родителей.

 

Что необходимо знать родителям о возникновении

химической зависимости у подростков?

Каждый родитель желает счастья своему ребенку, заботится о нем настолько, насколько позволяют его силы. В каждой семье детям говорят о недопустимости употребления наркотиков.

Что им еще нужно, чтобы они не рисковали собой? - дружеское, откровенное общение со взрослым, который является опорой и ориентиром (лучше всего, когда это ближайший родственник: папа, бабушка, старший брат. Если не получается, то таким человеком может стать и очень дальний родственник или просто знакомый родителей.

Пусть поводом для сближения послужит любое общее дело: помогите подростку написать реферат, или пусть он поможет вам в ремонтных работах); - наличие положительного героя (о достойных людях детям стоит рассказывать с самого раннего детства, читать или пересказывать книги из серии «Жизнь замечательных людей», поддерживать почитание тех молодежных кумиров, которые ведут здоровый образ жизни); - уважение со стороны взрослых (мнение взрослого человека сильно влияет на самооценку подростка, помогает ему создать положительный образ самого себя.

Взрослым стоит всегда помнить ключевую формулу воспитания: хвали человека, ругай поступок. Тому, кто себя уважает, гораздо легче отказаться, когда ему предложат наркотики); - здоровая среда сверстников (если в классе большинство ориентировано на учебу и одноклассники доброжелательно относятся к ребенку, то все в порядке. В противном случае надо серьезно подумать о возможностях дополнительного образования: кружках, секциях и т.д.

Иногда единственный способ спасти подростка – перевод (хотя бы временный) в другое образовательное учреждение); - яркие эмоции, связанные с приключениями, с возможностью испытать себя (у многих детей, особенно мальчиков, в подростковом возрасте появляется необоримое стремление к ситуациям, связанным с риском.

Лучше разрешить подростку ходить в кружок парашютного спорта, чем через полгода узнать, что он играет в пятнашки на крыше девятиэтажного дома); - яркий и привлекательный образ будущего (чем привлекательнее для человека то, чего он может добиться в жизни, чем яснее он себе это представляет, тем больше усилий станет прикладывать для того, чтобы мечта стала реальностью.

Исследования показывают: у наркозависимых нет дальних целей, для них завтрашний день – это только продолжение дня сегодняшнего. Если будущие достижения ничего не значат для подростка, что удержит его от поступка, который сегодня обещает яркие впечатления?); - положительный опыт преодоления семейных конфликтов.

Нет семей, в которых мнения, желания и интересы родственников никогда бы не сталкивались, но решаться конфликты могут по-разному. Если ребенок с детства видит в семье разумную твердость, последовательность и доброжелательность в конфликтных ситуациях, если близкие не отказываются от стремления жить по совести, то этот опыт поможет ему самому не отчаиваться в конфликтных ситуациях и не искать забвения в бутылке или дозе.

Необходимо помнить: плохие отношения в семье – это серьезный фактор риска. Жестокое и пренебрежительное обращение с подростком, отдаление от него или постоянное навязывание ему своего, особенно негативного мнения, навязывание родителями своей воли подростку вразрез с его убеждениями и желаниями, затяжные конфликты в семье, ложь и невыполнение родителями своих обещаний, небрежное отношение родителей к собственному здоровью – все это может подтолкнуть подростка к употреблению наркотиков.

 

свернуть

Памятка «Опасные ситуации, на которые следует обратить внимание родителям»

«Адаптация учащихся в 1 классе. Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе»

Лекция для родителей первоклассников
развернуть

Первый класс школы — один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление малыша в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрастает психоэмоциональная нагрузка. Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. На ребенка влияет комплекс новых факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности и, конечно, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей.

Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка — начало младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого становится учебная деятельность.

Л.С. Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта в младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные процессы.

Адаптация к школе далеко не у всех детей протекает безболезненно. У некоторых она не наступает совсем, и тогда приходится говорить о социально-психологической дезадаптации, которая ведет к серьезным последствиям (вплоть до невозможности получить полноценное образование и найти свое место в жизни). Какие же причины лежат в основе школьной дезадаптации? Одной из главных причин многие исследователи называют несоответствие функциональных возможностей детей требованиям, предъявляемым существующей системой обучения, иначе говоря, отсутствие

«школьной зрелости». В числе других причин можно назвать недостаточный уровень интеллектуального развития ребенка, его социальную незрелость, неумение общаться с окружающими, неудовлетворительное состояние здоровья.

Физиологические аспекты адаптации представляют собой совокупность физиологических реакций, лежащих в основе приспособления организма. Выделяют три основных этапа (фазы) физиологической адаптации к школе. Первый этап – ориентировочный (2–3 недели). На данном этапе наблюдается значительное напряжение практически всех систем организма, поэтому у ребенка отмечается низкий уровень работоспособности, ее неустойчивость, быстрая утомляемость, высокий уровень напряжения сердечно-сосудистой системы. Высокое функциональное напряжение обусловлено сочетанием интеллектуальных и эмоциональных нагрузок со статическим напряжением, связанным с необходимостью поддержания определенной позы при работе в классе. Например, при чтении вслух обмен веществ возрастает на 48%, а ответ у доски, контрольные работы приводят к учащению пульса на 15– 30 ударов, к увеличению систолического давления на 15–30 ударов, к изменению биохимических показателей крови и т.п. Второй этап – неустойчивое приспособление (2–3 недели). Организм ребенка осуществляет поиск оптимальных вариантов реакций на различные воздействия (умственная работа по усвоению новых знаний, психологическая нагрузка общения в новом коллективе и т.п.). Третий этап – период относительно устойчивого приспособления (1–2 недели). Организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на учебную нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. При этом повышается работоспособность, ребенок начинает легче справляться с умственной и физической нагрузкой в школе. Протекание этих фаз определяется многими факторами: состояние здоровья ребенка, возраст начала обучения в школе, готовность к систематическому обучению, соответствие требований педагога возможностям ребенка. Продолжительность всех трех фаз адаптации в норме составляет 5–6 недель. Только по истечении указанного срока обучения постепенно нарастают и становятся более устойчивыми показатели работоспособности, снижается напряжение основных жизнеобеспечивающих систем организма (центральной нервной, сердечно-сосудистой, симпатоадреналовой), т.е. наступает относительно устойчивое приспособление ко всему комплексу нагрузок, связанных с обучением.

Показателями психологической адаптации ребенка к школе являются формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися и учителем, овладение навыками учебной деятельности.

Н. В. Литвиненко выделила четыре уровня адаптации:

 I уровень – полная адаптация. Характеризуется оптимальным уровнем

школьной тревожности, отличной или хорошей успеваемостью, высоким или средним уровнем учебной активности, благоприятным положением в коллективе сверстников, положительным эмоциональным отношением к учителю и отсутствием затруднений на поведенческом уровне;

 II уровень – неполная адаптация. Оптимальный уровень школьной тревожности может сочетаться с удовлетворительной успеваемостью, нейтральным отношением к учителю. При этом отмечается низкий уровень учебной активности, в большинстве случаев неблагоприятное положение в коллективе сверстников и затруднения на поведенческом уровне;

 III уровень – затрудненная адаптация. Она может иметь скрытый и открытый характер. У первоклассников с затрудненной адаптацией скрытого характера наблюдается повышенный уровень школьной тревожности на фоне отличной или хорошей успеваемости, высокий или средний уровень учебной активности, в большинстве случаев благоприятное положение в коллективе сверстников, положительное эмоциональное отношение к учителю и отсутствие затруднений на поведенческом уровне. У первоклассников с затрудненной адаптацией открытого характера отмечается сочетание повышенного уровня школьной тревожности с удовлетворительной успеваемостью, низким уровнем учебной активности и нейтральным отношением к учителю. В большинстве случаев неблагоприятное положение в коллективе сверстников и затруднения на поведенческом уровне;

 IV уровень – дезадаптация. Для дезадаптированных к образовательной среде школьников характерны неудовлетворительная успеваемость, низкий уровень учебной активности, неблагоприятное положение в коллективе сверстников, негативное отношение к учителю, нарушения на поведенческом уровне.

 При изучении психологической адаптации большое внимание уделяется анализу эмоциональных проявлений. Сформированность "социально-адекватных способов реализации эмоциональных состояний" является одним из факторов психологической адаптации. Новые требования школьного обучения подчас превосходят возможности ребенка, изменяют состояние эмоциональной сферы, вызывая "неспецифическую" стрессовую реакцию организма. Трудности, возникающие в процессе школьной адаптации, выявляют прежде всего нарушение равновесия между потребностями ребенка, его стремлениями, субъективными представлениями и требованиями, которые предъявляет к его поведению школа.

 Психическое здоровье, являющееся одним из основных показателей

адаптации, представляет собой совокупность следующих признаков: отсутствие заболеваний, в том числе явно выраженных психических расстройств, нормальное в физическом плане развитие организма, благоприятное функциональное состояние его систем, определенный резерв сил, способствующий преодолению возможных стрессов, состояние равновесия между человеком и миром, гармония между ним и обществом. Одним из критериев психического здоровья традиционно выделяется функциональное состояние, под которым понимается комплекс характеристик функций и качеств, обеспечивающих деятельность: одним из показателей функционального состояния является умственная работоспособность. Другим критерием психического здоровья является положительное эмоциональное состояние (внутренняя лабильность), эмоциональная устойчивость, т.е. более или менее устойчивый характер реакции ребенка на определенные жизненные события, эмоциональный фон и настроение.

Социальные аспекты адаптации определяются готовностью ребенка к

изменению своего социального положения, необходимым уровнем сформированности средств общения, поведения и деятельности, владением

социально-адекватными способами реализации эмоциональных состояний. Как уже отмечалось выше, определить границу между социальной и психической адаптацией довольно сложно, так как потребности, являющиеся одним из ключевых понятий психической адаптации, могут быть как социально обусловленными, так и врожденными. Поэтому в литературе чаще встречается термин "социально-психическая адаптация" – процесс, приводящий к такому состоянию взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет ведущую деятельность, удовлетворяет основные социогенные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояния самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей.

 Е. Е. Кравцова при определении социально-психологической адаптации выделяет главным образом необходимый уровень сформированности средств общения, поведения и деятельности. Поэтому к критериям социальнопсихологической адаптации детей к школе она относит успешность обучения и дисциплинированность, а в группу дезадаптированных учеников включает детей, испытывающих затруднение в общении со сверстниками или учителями, т.е. детей с нарушением социальных контактов.

 А. Л. Венгер выделяет высокий, средний и низкий уровни адаптации в

зависимости от отношения ребенка к школе, динамики и результата усвоения учебного материала, участия в общественной жизни и социального статуса в коллективе. Высокий уровень адаптации предполагает положительное отношение ребенка к школе, адекватную реакцию на предъявляемые требования, глубокое и полное усвоение учебного материала, прилежность, внимательность, выполнение поручений без внешнего контроля, самостоятельное выполнение учебной работы, благоприятный социальный статус в коллективе.

 При среднем уровне адаптации ребенок положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, учебный материал понимается и усваивается при подробном наглядном изложении, сосредоточенность и внимательность проявляются при внешнем контроле взрослого, общественные поручения выполняются добросовестно, социальный статус в коллективе вполне благоприятный.

 При низком уровне адаптации у ребенка наблюдаются отрицательное или индифферентное отношение к школе, доминирующее подавленное настроение, жалобы на нездоровье; ребенок усваивает учебный материал фрагментарно, не может самостоятельно работать с учебником, нарушает дисциплину, к урокам готовится нерегулярно, нуждается в постоянном контроле со стороны взрослых, общественные поручения выполняет без особого желания, близких друзей не имеет.

 

Педагог-психолог                        А.С. Гудова

свернуть

Памятка «Хотите, чтобы Ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием?»

  1. Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.
  2. Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией своего поведения.
  3. Вспомните, сколько раз вы сидели с ребёнком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы заметили у ребёнка неправильные приёмы работы и показали ему правильные?
  4. В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь установить её, не обсуждая все подробности с ребёнком.
  5. Следите, чтобы ваш ребёнок вовремя ложился спать. Невыспавшийся ребёнок на уроке – грустное зрелище.
  6. Пусть ребенок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.
  7. Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не у телевизора.
  8. Учите ребёнка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребёнок рассказывает вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.
  9. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если его школа станет частью вашей жизни.

В школе ваш ребёнок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не утратить веры в себя

свернуть

Создание благоприятной семейной атмосферы

Помните:

От того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.

Время, которое требуется каждому для ночного отдыха, величина сугубо индивидуальная. Показатель один – чтобы ребенок выспался и легко проснулся, когда его будят родители.

Если у родителей есть возможность дойти до школы вместе с ребенком, не упускайте её. Совместная дорога – это совместное общение, ненавязчивые советы.

Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым делом спрашивать: «Какие оценки ты сегодня получил?», лучше задать нейтральные вопросы: «Что интересного в школе?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в школе?»

Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.

Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.

Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимость исключить из общения окрики, грубые интонации, ссоры, употребление спиртных напитков в присутствии детей, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.

Уважаемые родители!

  1. Помогите ребенку высказать свои чувства, выслушивая ребенка без вынесения каких-либо своих суждений или оценок.
  2. Дайте понять ребенку, что переживание и слезы по поводу чего-то неприятного являются нормальным явлением и свойственны всем людям.
  3. Дайте время ребенку для того, чтобы он мог обдумать происшедшее и более четко свое отношение и высказать свои чувства. Домашняя обстановка, возвращение к привычной повседневной деятельности может помочь в преодолении стрессового состояния.
  4. Если ребенок испытывает страх, покажите ему, что его любят и всегда готовы защитить и помочь.
  5. Позвольте ребенку выражать любые свои эмоции и не ждите от него, что он должен быть веселым и жизнерадостным.

6. Для того чтобы помочь ребенку справиться с ситуацией, будьте достаточно сдержанными в плане выражения своих эмоций и чувств по поводу происшедшего, какими бы

свернуть