Республиканский проект "Родительский университет"

<<Рекомендации для родителей первоклассника>>

Анонс мероприятий на февраль 2023 года:

4 февраля - Круглый стол «Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков» (родители 6-8 классов);

18 февраля - Конференция «Как уберечь подростка от насилия» (родители 5-8 классов);

28 февраля - Семинар-практикум «Профилактика суицидального поведения» (родители 7-9 классов).

Сегодня прошла лекция «Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющего поведения подростков» для родителей учащихся 8-11 классов

21.01.2023

Сегодня профилактика в области аддикций (addicted англ. — зависеть от чего-либо) не может состояться без знаний о зависимом поведении как явлении, против которого направ­лена собственно профилактическая работа. Однако для профи­лактического знания решающим оказывается изучение при­чин возникновения зависимости как фактов, против которых необходимо формировать особые личностные конструкты и находить методы противостояния им. Профилактические зна­ния и знания о зависимостях всегда строились и будут стро­иться в параллельном изучении, особенно при разборе вторич­ной и третичной профилактики.

Проблема зависимого поведения в современной науке рас­сматривается через призму глобального фактора вреда, нано­симого здоровью человека. Этот взгляд позволяет выработать общую терминологию в области зависимого поведения и про­водить сравнительный анализ научных подходов в изучении зависимости. Наиболее представительный блок теоретического и практического знания имеет психологический подход, особенно разнообразны психологические теории развития и

б научения, объясняющие аддиктивное поведение. К родствен­ным подходам в области изучения зависимости можно отнести культурологический, комплексный (междисциплинарный) и медицинский (психотерапевтический) подходы.

Зависимое поведение — глобальный фактор вреда здоровью человека

Глобальные факторы риска для здоровья GBD (Global Burden of Diseases) (Женева, 29.01.2009)

Ранг

Факторы риска

%

1

Инфекции

7,8

2

Курение

5,3

3

Промышленное загрязнение воздуха

5,1

4

Высокий холестерин

4,8

5

Ожирение

3,3

6

Алкоголь

3,2

7

Загрязнение воды и продуктов питания

2,9

8

ДТП

2,3

9

Наркотики

0,24

 

Природа создала человека для долгой и счастливой жизни. Однако, ряд привычек, которые человек начинает приобретать еще в школьные годы и от которых не может избавиться в течение всей жизни, серьезно вредят его здоровью. Они способствуют приобретению хронических заболеваний, преждевременному его старению. К таким вредным привычкам относятся курение, употребление алкоголя, наркотиков, интернет зависимость.

Курение в среде подростков вызывает тревогу по нескольким причинам:

  • Те, кто начинает ежедневно курить в подростковом возрасте, обычно курят всю жизнь.
  • Курение повышает риск развития хронических заболеваний (заболевание сердца, рак легких и других органов, гангрена ног).
  • Подростки – курильщики чаще страдают от кашля, одышки и других респираторных симптомов.

В результате курения незаметно возникает привычка к табаку, к никотину.  Никотин – является нейротропным ядом, действует на проведение и передачу нервного импульса, нарушает действия центральной и периферической нервных систем. К нему привыкают, и без него становится трудно обходиться.

При курении у подростков  сильно страдает память, снижается скорость заучивания и объём памяти, замедляется реакция в движении, снижается мышечная сила; под влиянием никотина ухудшается острота зрения, у курящего подростка  начинается мелькание и двоение в глазах, возникают от табачного дыма слезоточивость, покраснение и отёчность век, что приводит к хроническому воспалению зрительного нерва ,никотин повышает внутриглазное давление

Алкоголизация подростков

В подростковом возрасте любой алкоголь, даже в очень малом количестве, наносит организму непоправимый вред.

Подростковый алкоголизм начинается с семейных застолий. Иногда  детям легкомысленно дают попробовать пиво или сладкое вино. Отмечается доступность и дешевизна спиртных напитков, яркие и красочные этикетки которых так и бросаются в глаза.

В подростковом возрасте к положительному восприятию алкоголя добавляется стремление подражать старшим или другим подросткам в кругу своего общения. Приобщенный к алкоголю подросток меняет свои привычки и ценности. Все свободное время он проводит в кругу своих пьющих товарищей, принятием спиртного. При употреблении алкоголя у подростков развивается цирроз печени, возникают такие заболевания, как гепатит, панкреатит, нарушения работы сердца, заболевания эндокринной системы, легочные заболевания, проблемы с артериальным давлением,снижается устойчивость к инфекционным заболеваниям, появляются нервные  и психические расстройства: грубость, недоверчивость, вспыльчивость

Наркомания

С каждым днем в процесс потребления  наркотиков вовлекается все больше и больше молодых людей.  Приобщение к наркотикам начинается, как правило, в подростковом возрасте (13 лет). Особая опасность возникает тогда, когда наркотик, принятый из любопытства или от скуки, вызывает приятные ощущения. В результате у подростка возникает желание повторно испытать те же чувства. Употребление наркотиков в молодежных кругах часто становится чем-то вроде попытки считаться взрослым человеком.

Одним  из факторов подростковой наркомании  является  неумение справляться с жизненными трудностями. Последствия злоупотребления наркотиками обнаруживаются спустя 1-2 месяца. У подростков  утрачивается интерес к учебе, появляются прогулы, исчезновения из дома . Затем появляется раздражительность, конфликтность, колебания настроения, отмечается снижение интеллекта.

Интернет зависимость

Интернет-зависимость как отдельную форму зависимости выделили в 1995 году. Ученые  установили, что тяга к интернету способствует активации в мозге тех процессов, которые возникают при пристрастии к наркотическим средствам и алкоголю.

И у алкоголиков с наркоманами, и у зависимых от интернета людей в головном мозге происходят аналогичные процессы замедления работы головного мозга.

У детей интернет-зависимость формируется быстрее, чем у взрослых. Детская психика податливей, виртуальный мир быстро становится для ребенка более комфортным, чем реальность, в которой надо слушаться родителей, ходить в школу и подчиняться скучным правилам.

У детей и подростков наблюдаются четыре степени интернет-зависимости:

  1. Ребенок проводит за компьютером менее 7 часов в неделю, его деятельность в сети разнообразна, он охотно рассказывает, чем занят. Сам выключает компьютер, «отлучение» от интернета и необходимость прерваться воспринимает спокойно, проблем со сном и аппетитом нет. Учеба в норме, одевается как всегда, в комнате порядок.
  2. Ребенок находится за компьютером до 15 часов в неделю, деятельность разнообразна, но однонаправлена, рассказывает не обо всем. Компьютер выключает после напоминания, необходимость прерваться воспринимает по-разному, в том числе и негативно. Иногда объедается у компьютера или забывает поесть, изредка бывают ночные кошмары. Учеба в норме, может неаккуратно одеться, захламить комнату.
  3. Ребенок пребывает за компьютером до 22 часов в неделю, деятельность узконаправлена, неохотно рассказывает о ней. Компьютер выключает после нескольких напоминаний, перерывы воспринимает негативно. Аппетит заметно снижен или повышен, сон нарушен – спит то мало, то много, кричит и мечется во сне. Учеба страдает, одежда часто неаккуратна, в комнате беспорядок. Несколько меняется круг общения и интересы.
  4. Ребенок засиживается за компьютером более 3-х часов в день, ежедневно, не отрываясь. Компьютер старается не выключать вообще, на просьбы прерваться или рассказать, чем занят, реагирует агрессивно. Аппетит и сон сильно нарушены, успеваемость сильно упала, одежда и комната в беспорядке, круг общения и интересы сменились.

Первая-вторая стадия почти не требуют вмешательства – это естественный интерес, необходимый для жизни в современном мире. Достаточно разговаривать с детьми об их увлечениях и ненавязчиво отслеживать, чем они заняты, о чем пишут в соцсетях, во что играют.

Третья стадия свидетельствует о необходимости серьёзного вмешательства, консультаций с психологом. Надо обеспечить ребенку полноценную жизнь в реальности – сильные впечатления, дружную компанию, полезное занятие.

Четвертая стадия, к сожалению, без вмешательства профессионалов может окончиться печально. Обратитесь к школьному  психологу, врачу из поликлиники.

С подростками нельзя обращаться, как с детьми: они не терпят снисходительности и приказного тона. А вот дружеское общение, искренний интерес к делам и чувствам подростков помогут родителям установить с ними тесный контакт, наладить и укрепить отношения.

Главное – ориентировать ребенка на здоровый образ жизни. Научить ребенка бережно относиться к своему здоровью, строить гармонично свои отношения с окружающим миром — важнейшая задача родителей.

 

Что необходимо знать родителям о возникновении 
химической зависимости у подростков?

Каждый родитель желает счастья своему ребенку, заботится о нем настолько, насколько позволяют его силы. В каждой семье детям говорят о недопустимости употребления наркотиков.

Что им еще нужно, чтобы они не рисковали собой? - дружеское, откровенное общение со взрослым, который является опорой и ориентиром (лучше всего, когда это ближайший родственник: папа, бабушка, старший брат. Если не получается, то таким человеком может стать и очень дальний родственник или просто знакомый родителей.

Пусть поводом для сближения послужит любое общее дело: помогите подростку написать реферат, или пусть он поможет вам в ремонтных работах); - наличие положительного героя (о достойных людях детям стоит рассказывать с самого раннего детства, читать или пересказывать книги из серии «Жизнь замечательных людей», поддерживать почитание тех молодежных кумиров, которые ведут здоровый образ жизни); - уважение со стороны взрослых (мнение взрослого человека сильно влияет на самооценку подростка, помогает ему создать положительный образ самого себя.

Взрослым стоит всегда помнить ключевую формулу воспитания: хвали человека, ругай поступок. Тому, кто себя уважает, гораздо легче отказаться, когда ему предложат наркотики); - здоровая среда сверстников (если в классе большинство ориентировано на учебу и одноклассники доброжелательно относятся к ребенку, то все в порядке. В противном случае надо серьезно подумать о возможностях дополнительного образования: кружках, секциях и т.д.

Иногда единственный способ спасти подростка – перевод (хотя бы временный) в другое образовательное учреждение); - яркие эмоции, связанные с приключениями, с возможностью испытать себя (у многих детей, особенно мальчиков, в подростковом возрасте появляется необоримое стремление к ситуациям, связанным с риском.

Лучше разрешить подростку ходить в кружок парашютного спорта, чем через полгода узнать, что он играет в пятнашки на крыше девятиэтажного дома); - яркий и привлекательный образ будущего (чем привлекательнее для человека то, чего он может добиться в жизни, чем яснее он себе это представляет, тем больше усилий станет прикладывать для того, чтобы мечта стала реальностью.

Исследования показывают: у наркозависимых нет дальних целей, для них завтрашний день – это только продолжение дня сегодняшнего. Если будущие достижения ничего не значат для подростка, что удержит его от поступка, который сегодня обещает яркие впечатления?); - положительный опыт преодоления семейных конфликтов.

Нет семей, в которых мнения, желания и интересы родственников никогда бы не сталкивались, но решаться конфликты могут по-разному. Если ребенок с детства видит в семье разумную твердость, последовательность и доброжелательность в конфликтных ситуациях, если близкие не отказываются от стремления жить по совести, то этот опыт поможет ему самому не отчаиваться в конфликтных ситуациях и не искать забвения в бутылке или дозе.

Необходимо помнить: плохие отношения в семье – это серьезный фактор риска. Жестокое и пренебрежительное обращение с подростком, отдаление от него или постоянное навязывание ему своего, особенно негативного мнения, навязывание родителями своей воли подростку вразрез с его убеждениями и желаниями, затяжные конфликты в семье, ложь и невыполнение родителями своих обещаний, небрежное отношение родителей к собственному здоровью – все это может подтолкнуть подростка к употреблению наркотиков.

свернуть

Памятка «Хотите, чтобы Ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием?»

  1. Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.
  2. Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией своего поведения.
  3. Вспомните, сколько раз вы сидели с ребёнком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы заметили у ребёнка неправильные приёмы работы и показали ему правильные?
  4. В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь установить её, не обсуждая все подробности с ребёнком.
  5. Следите, чтобы ваш ребёнок вовремя ложился спать. Невыспавшийся ребёнок на уроке – грустное зрелище.
  6. Пусть ребенок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.
  7. Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не у телевизора.
  8. Учите ребёнка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребёнок рассказывает вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.
  9. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если его школа станет частью вашей жизни.

В школе ваш ребёнок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не утратить веры в себя

свернуть

Создание благоприятной семейной атмосферы

Помните:

От того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.

Время, которое требуется каждому для ночного отдыха, величина сугубо индивидуальная. Показатель один – чтобы ребенок выспался и легко проснулся, когда его будят родители.

Если у родителей есть возможность дойти до школы вместе с ребенком, не упускайте её. Совместная дорога – это совместное общение, ненавязчивые советы.

Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым делом спрашивать: «Какие оценки ты сегодня получил?», лучше задать нейтральные вопросы: «Что интересного в школе?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в школе?»

Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.

Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.

Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимость исключить из общения окрики, грубые интонации, ссоры, употребление спиртных напитков в присутствии детей, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.

Уважаемые родители!

  1. Помогите ребенку высказать свои чувства, выслушивая ребенка без вынесения каких-либо своих суждений или оценок.
  2. Дайте понять ребенку, что переживание и слезы по поводу чего-то неприятного являются нормальным явлением и свойственны всем людям.
  3. Дайте время ребенку для того, чтобы он мог обдумать происшедшее и более четко свое отношение и высказать свои чувства. Домашняя обстановка, возвращение к привычной повседневной деятельности может помочь в преодолении стрессового состояния.
  4. Если ребенок испытывает страх, покажите ему, что его любят и всегда готовы защитить и помочь.
  5. Позвольте ребенку выражать любые свои эмоции и не ждите от него, что он должен быть веселым и жизнерадостным.

6. Для того чтобы помочь ребенку справиться с ситуацией, будьте достаточно сдержанными в плане выражения своих эмоций и чувств по поводу происшедшего, какими бы

свернуть

План работы родительского университета в государственном учреждении образования «Средняя школа №35 г.Витебска»

Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Основные задачи Родительского университета:

 формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;

 формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;

 обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

 организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.

Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.

Используемые формы работы в рамках «Родительского университета»:

Прямые: лекции, круглые столы, дискуссии с обсуждением

Дистанционные: вебинары (семинары, конференции)

№ 

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Целевая группа

Сроки проведения 

Ответственные

1

Лекция «Адаптация учащихся в 1-м классе.

Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе»

Родители первоклассников

Сентябрь

Классные руководители 1-х классов, педагог- психолог

2

Вебинар  «Как родители могут помочь ребенку учиться»

Родители 2-4 классов

Октябрь

Зам. директора по учебной работе, классные руководители 2-4 классов.

3

Круглый стол «Главные правила здорового образа жизни. Здоровье школьника и его успехи в учебе».

Родители 5-6 классов

Октябрь

Педагог социальный, классные руководители 5-6 классов, школьный мед.работник

4

Семинар-практикум «Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка. Семейное благополучие и семейное неблагополучие»

Родители 5-11  классов

Ноябрь

Зам. директора по воспитательной работе, классные руководители 5-11 классов, педагог-психолог

5

Лекция «Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков»

Родители 5-7 классов

Ноябрь

Классные руководители 5-7 классов, педагог- психолог

6

Круглый стол «Меры наказания и поощрения в современной семье»

Родители 5-7 классов

Декабрь

Классные руководители 5-7 классов, педагог- психолог

7

Лекция «Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков»

Родители 8-11  классов

Январь

Зам.директора по воспитательной работе, классные руководители 8-11  классов, педагог-психолог, инспектор ИДН

8

Круглый стол «Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков»

Родители 6-8 классов

Февраль

Педагог социальный

9

Конференция «Как уберечь подростка от насилия»

Родители 5-8 классов

Февраль

Зам.директора по воспитательной работе, классные руководители 5-8 классов, педагог социальный

10

Семинар-практикум «Профилактика суицидального поведения»

Родители 7-9 классов

Февраль

Классные руководители 7-9 классов, педагог-психолог

11

Дискуссия (вебинар) «Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком»

Родители 9-11 классов

Март

Зам.директора по воспитательной работе, классные руководители 9-11 классов, педагог-психолог

12

Круглый стол «Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам»

Родители 9,11 классов

Апрель

Зам.директора по воспитательной работе, классные руководители 9,11 классов

13

Конференция «Как уберечь ребенка от зависимостей? Профилактика противоправного поведения»

Родители 8-11 классов

Май

Зам.директора по воспитательной работе, классные руководители 8-11 классов, специалисты, инспектор ИДН

*В плане возможны изменения

Программа Родительского университета разработана в Белорусском государственном педагогическом университете имени Максима Танка. Авторы: Мартынова Вера Васильевна, декан факультета социально- педагогических технологий БГПУ, кандидат педагогических наук, доцент; Погодина Елена Константиновна, старший преподаватель кафедры социальной педагогики БГПУ

свернуть