Первый класс школы — один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление малыша в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрастает психоэмоциональная нагрузка. Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. На ребенка влияет комплекс новых факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности и, конечно, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей.
Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка — начало младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого становится учебная деятельность.
Л.С. Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта в младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные процессы.
Адаптация к школе далеко не у всех детей протекает безболезненно. У некоторых она не наступает совсем, и тогда приходится говорить о социально-психологической дезадаптации, которая ведет к серьезным последствиям (вплоть до невозможности получить полноценное образование и найти свое место в жизни). Какие же причины лежат в основе школьной дезадаптации? Одной из главных причин многие исследователи называют несоответствие функциональных возможностей детей требованиям, предъявляемым существующей системой обучения, иначе говоря, отсутствие
«школьной зрелости». В числе других причин можно назвать недостаточный уровень интеллектуального развития ребенка, его социальную незрелость, неумение общаться с окружающими, неудовлетворительное состояние здоровья.
Физиологические аспекты адаптации представляют собой совокупность физиологических реакций, лежащих в основе приспособления организма. Выделяют три основных этапа (фазы) физиологической адаптации к школе. Первый этап – ориентировочный (2–3 недели). На данном этапе наблюдается значительное напряжение практически всех систем организма, поэтому у ребенка отмечается низкий уровень работоспособности, ее неустойчивость, быстрая утомляемость, высокий уровень напряжения сердечно-сосудистой системы. Высокое функциональное напряжение обусловлено сочетанием интеллектуальных и эмоциональных нагрузок со статическим напряжением, связанным с необходимостью поддержания определенной позы при работе в классе. Например, при чтении вслух обмен веществ возрастает на 48%, а ответ у доски, контрольные работы приводят к учащению пульса на 15– 30 ударов, к увеличению систолического давления на 15–30 ударов, к изменению биохимических показателей крови и т.п. Второй этап – неустойчивое приспособление (2–3 недели). Организм ребенка осуществляет поиск оптимальных вариантов реакций на различные воздействия (умственная работа по усвоению новых знаний, психологическая нагрузка общения в новом коллективе и т.п.). Третий этап – период относительно устойчивого приспособления (1–2 недели). Организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на учебную нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. При этом повышается работоспособность, ребенок начинает легче справляться с умственной и физической нагрузкой в школе. Протекание этих фаз определяется многими факторами: состояние здоровья ребенка, возраст начала обучения в школе, готовность к систематическому обучению, соответствие требований педагога возможностям ребенка. Продолжительность всех трех фаз адаптации в норме составляет 5–6 недель. Только по истечении указанного срока обучения постепенно нарастают и становятся более устойчивыми показатели работоспособности, снижается напряжение основных жизнеобеспечивающих систем организма (центральной нервной, сердечно-сосудистой, симпатоадреналовой), т.е. наступает относительно устойчивое приспособление ко всему комплексу нагрузок, связанных с обучением.
Показателями психологической адаптации ребенка к школе являются формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися и учителем, овладение навыками учебной деятельности.
Н. В. Литвиненко выделила четыре уровня адаптации:
I уровень – полная адаптация. Характеризуется оптимальным уровнем
школьной тревожности, отличной или хорошей успеваемостью, высоким или средним уровнем учебной активности, благоприятным положением в коллективе сверстников, положительным эмоциональным отношением к учителю и отсутствием затруднений на поведенческом уровне;
II уровень – неполная адаптация. Оптимальный уровень школьной тревожности может сочетаться с удовлетворительной успеваемостью, нейтральным отношением к учителю. При этом отмечается низкий уровень учебной активности, в большинстве случаев неблагоприятное положение в коллективе сверстников и затруднения на поведенческом уровне;
III уровень – затрудненная адаптация. Она может иметь скрытый и открытый характер. У первоклассников с затрудненной адаптацией скрытого характера наблюдается повышенный уровень школьной тревожности на фоне отличной или хорошей успеваемости, высокий или средний уровень учебной активности, в большинстве случаев благоприятное положение в коллективе сверстников, положительное эмоциональное отношение к учителю и отсутствие затруднений на поведенческом уровне. У первоклассников с затрудненной адаптацией открытого характера отмечается сочетание повышенного уровня школьной тревожности с удовлетворительной успеваемостью, низким уровнем учебной активности и нейтральным отношением к учителю. В большинстве случаев неблагоприятное положение в коллективе сверстников и затруднения на поведенческом уровне;
IV уровень – дезадаптация. Для дезадаптированных к образовательной среде школьников характерны неудовлетворительная успеваемость, низкий уровень учебной активности, неблагоприятное положение в коллективе сверстников, негативное отношение к учителю, нарушения на поведенческом уровне.
При изучении психологической адаптации большое внимание уделяется анализу эмоциональных проявлений. Сформированность "социально-адекватных способов реализации эмоциональных состояний" является одним из факторов психологической адаптации. Новые требования школьного обучения подчас превосходят возможности ребенка, изменяют состояние эмоциональной сферы, вызывая "неспецифическую" стрессовую реакцию организма. Трудности, возникающие в процессе школьной адаптации, выявляют прежде всего нарушение равновесия между потребностями ребенка, его стремлениями, субъективными представлениями и требованиями, которые предъявляет к его поведению школа.
Психическое здоровье, являющееся одним из основных показателей
адаптации, представляет собой совокупность следующих признаков: отсутствие заболеваний, в том числе явно выраженных психических расстройств, нормальное в физическом плане развитие организма, благоприятное функциональное состояние его систем, определенный резерв сил, способствующий преодолению возможных стрессов, состояние равновесия между человеком и миром, гармония между ним и обществом. Одним из критериев психического здоровья традиционно выделяется функциональное состояние, под которым понимается комплекс характеристик функций и качеств, обеспечивающих деятельность: одним из показателей функционального состояния является умственная работоспособность. Другим критерием психического здоровья является положительное эмоциональное состояние (внутренняя лабильность), эмоциональная устойчивость, т.е. более или менее устойчивый характер реакции ребенка на определенные жизненные события, эмоциональный фон и настроение.
Социальные аспекты адаптации определяются готовностью ребенка к
изменению своего социального положения, необходимым уровнем сформированности средств общения, поведения и деятельности, владением
социально-адекватными способами реализации эмоциональных состояний. Как уже отмечалось выше, определить границу между социальной и психической адаптацией довольно сложно, так как потребности, являющиеся одним из ключевых понятий психической адаптации, могут быть как социально обусловленными, так и врожденными. Поэтому в литературе чаще встречается термин "социально-психическая адаптация" – процесс, приводящий к такому состоянию взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет ведущую деятельность, удовлетворяет основные социогенные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояния самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей.
Е. Е. Кравцова при определении социально-психологической адаптации выделяет главным образом необходимый уровень сформированности средств общения, поведения и деятельности. Поэтому к критериям социальнопсихологической адаптации детей к школе она относит успешность обучения и дисциплинированность, а в группу дезадаптированных учеников включает детей, испытывающих затруднение в общении со сверстниками или учителями, т.е. детей с нарушением социальных контактов.
А. Л. Венгер выделяет высокий, средний и низкий уровни адаптации в
зависимости от отношения ребенка к школе, динамики и результата усвоения учебного материала, участия в общественной жизни и социального статуса в коллективе. Высокий уровень адаптации предполагает положительное отношение ребенка к школе, адекватную реакцию на предъявляемые требования, глубокое и полное усвоение учебного материала, прилежность, внимательность, выполнение поручений без внешнего контроля, самостоятельное выполнение учебной работы, благоприятный социальный статус в коллективе.
При среднем уровне адаптации ребенок положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, учебный материал понимается и усваивается при подробном наглядном изложении, сосредоточенность и внимательность проявляются при внешнем контроле взрослого, общественные поручения выполняются добросовестно, социальный статус в коллективе вполне благоприятный.
При низком уровне адаптации у ребенка наблюдаются отрицательное или индифферентное отношение к школе, доминирующее подавленное настроение, жалобы на нездоровье; ребенок усваивает учебный материал фрагментарно, не может самостоятельно работать с учебником, нарушает дисциплину, к урокам готовится нерегулярно, нуждается в постоянном контроле со стороны взрослых, общественные поручения выполняет без особого желания, близких друзей не имеет.
Педагог-психолог А.С. Гудова
<<Рекомендации для родителей первоклассника>>