Сегодня профилактика в области аддикций (addicted англ. — зависеть от чего-либо) не может состояться без знаний о зависимом поведении как явлении, против которого направлена собственно профилактическая работа. Однако для профилактического знания решающим оказывается изучение причин возникновения зависимости как фактов, против которых необходимо формировать особые личностные конструкты и находить методы противостояния им. Профилактические знания и знания о зависимостях всегда строились и будут строиться в параллельном изучении, особенно при разборе вторичной и третичной профилактики.
Проблема зависимого поведения в современной науке рассматривается через призму глобального фактора вреда, наносимого здоровью человека. Этот взгляд позволяет выработать общую терминологию в области зависимого поведения и проводить сравнительный анализ научных подходов в изучении зависимости. Наиболее представительный блок теоретического и практического знания имеет психологический подход, особенно разнообразны психологические теории развития и
б научения, объясняющие аддиктивное поведение. К родственным подходам в области изучения зависимости можно отнести культурологический, комплексный (междисциплинарный) и медицинский (психотерапевтический) подходы.
Зависимое поведение — глобальный фактор вреда здоровью человека
Глобальные факторы риска для здоровья GBD (Global Burden of Diseases) (Женева, 29.01.2009)
Ранг
|
Факторы риска
|
%
|
1
|
Инфекции
|
7,8
|
2
|
Курение
|
5,3
|
3
|
Промышленное загрязнение воздуха
|
5,1
|
4
|
Высокий холестерин
|
4,8
|
5
|
Ожирение
|
3,3
|
6
|
Алкоголь
|
3,2
|
7
|
Загрязнение воды и продуктов питания
|
2,9
|
8
|
ДТП
|
2,3
|
9
|
Наркотики
|
0,24
|
Природа создала человека для долгой и счастливой жизни. Однако, ряд привычек, которые человек начинает приобретать еще в школьные годы и от которых не может избавиться в течение всей жизни, серьезно вредят его здоровью. Они способствуют приобретению хронических заболеваний, преждевременному его старению. К таким вредным привычкам относятся курение, употребление алкоголя, наркотиков, интернет зависимость.
Курение в среде подростков вызывает тревогу по нескольким причинам:
- Те, кто начинает ежедневно курить в подростковом возрасте, обычно курят всю жизнь.
- Курение повышает риск развития хронических заболеваний (заболевание сердца, рак легких и других органов, гангрена ног).
- Подростки – курильщики чаще страдают от кашля, одышки и других респираторных симптомов.
В результате курения незаметно возникает привычка к табаку, к никотину. Никотин – является нейротропным ядом, действует на проведение и передачу нервного импульса, нарушает действия центральной и периферической нервных систем. К нему привыкают, и без него становится трудно обходиться.
При курении у подростков сильно страдает память, снижается скорость заучивания и объём памяти, замедляется реакция в движении, снижается мышечная сила; под влиянием никотина ухудшается острота зрения, у курящего подростка начинается мелькание и двоение в глазах, возникают от табачного дыма слезоточивость, покраснение и отёчность век, что приводит к хроническому воспалению зрительного нерва ,никотин повышает внутриглазное давление
Алкоголизация подростков
В подростковом возрасте любой алкоголь, даже в очень малом количестве, наносит организму непоправимый вред.
Подростковый алкоголизм начинается с семейных застолий. Иногда детям легкомысленно дают попробовать пиво или сладкое вино. Отмечается доступность и дешевизна спиртных напитков, яркие и красочные этикетки которых так и бросаются в глаза.
В подростковом возрасте к положительному восприятию алкоголя добавляется стремление подражать старшим или другим подросткам в кругу своего общения. Приобщенный к алкоголю подросток меняет свои привычки и ценности. Все свободное время он проводит в кругу своих пьющих товарищей, принятием спиртного. При употреблении алкоголя у подростков развивается цирроз печени, возникают такие заболевания, как гепатит, панкреатит, нарушения работы сердца, заболевания эндокринной системы, легочные заболевания, проблемы с артериальным давлением,снижается устойчивость к инфекционным заболеваниям, появляются нервные и психические расстройства: грубость, недоверчивость, вспыльчивость
Наркомания
С каждым днем в процесс потребления наркотиков вовлекается все больше и больше молодых людей. Приобщение к наркотикам начинается, как правило, в подростковом возрасте (13 лет). Особая опасность возникает тогда, когда наркотик, принятый из любопытства или от скуки, вызывает приятные ощущения. В результате у подростка возникает желание повторно испытать те же чувства. Употребление наркотиков в молодежных кругах часто становится чем-то вроде попытки считаться взрослым человеком.
Одним из факторов подростковой наркомании является неумение справляться с жизненными трудностями. Последствия злоупотребления наркотиками обнаруживаются спустя 1-2 месяца. У подростков утрачивается интерес к учебе, появляются прогулы, исчезновения из дома . Затем появляется раздражительность, конфликтность, колебания настроения, отмечается снижение интеллекта.
Интернет зависимость
Интернет-зависимость как отдельную форму зависимости выделили в 1995 году. Ученые установили, что тяга к интернету способствует активации в мозге тех процессов, которые возникают при пристрастии к наркотическим средствам и алкоголю.
И у алкоголиков с наркоманами, и у зависимых от интернета людей в головном мозге происходят аналогичные процессы замедления работы головного мозга.
У детей интернет-зависимость формируется быстрее, чем у взрослых. Детская психика податливей, виртуальный мир быстро становится для ребенка более комфортным, чем реальность, в которой надо слушаться родителей, ходить в школу и подчиняться скучным правилам.
У детей и подростков наблюдаются четыре степени интернет-зависимости:
- Ребенок проводит за компьютером менее 7 часов в неделю, его деятельность в сети разнообразна, он охотно рассказывает, чем занят. Сам выключает компьютер, «отлучение» от интернета и необходимость прерваться воспринимает спокойно, проблем со сном и аппетитом нет. Учеба в норме, одевается как всегда, в комнате порядок.
- Ребенок находится за компьютером до 15 часов в неделю, деятельность разнообразна, но однонаправлена, рассказывает не обо всем. Компьютер выключает после напоминания, необходимость прерваться воспринимает по-разному, в том числе и негативно. Иногда объедается у компьютера или забывает поесть, изредка бывают ночные кошмары. Учеба в норме, может неаккуратно одеться, захламить комнату.
- Ребенок пребывает за компьютером до 22 часов в неделю, деятельность узконаправлена, неохотно рассказывает о ней. Компьютер выключает после нескольких напоминаний, перерывы воспринимает негативно. Аппетит заметно снижен или повышен, сон нарушен – спит то мало, то много, кричит и мечется во сне. Учеба страдает, одежда часто неаккуратна, в комнате беспорядок. Несколько меняется круг общения и интересы.
- Ребенок засиживается за компьютером более 3-х часов в день, ежедневно, не отрываясь. Компьютер старается не выключать вообще, на просьбы прерваться или рассказать, чем занят, реагирует агрессивно. Аппетит и сон сильно нарушены, успеваемость сильно упала, одежда и комната в беспорядке, круг общения и интересы сменились.
Первая-вторая стадия почти не требуют вмешательства – это естественный интерес, необходимый для жизни в современном мире. Достаточно разговаривать с детьми об их увлечениях и ненавязчиво отслеживать, чем они заняты, о чем пишут в соцсетях, во что играют.
Третья стадия свидетельствует о необходимости серьёзного вмешательства, консультаций с психологом. Надо обеспечить ребенку полноценную жизнь в реальности – сильные впечатления, дружную компанию, полезное занятие.
Четвертая стадия, к сожалению, без вмешательства профессионалов может окончиться печально. Обратитесь к школьному психологу, врачу из поликлиники.
С подростками нельзя обращаться, как с детьми: они не терпят снисходительности и приказного тона. А вот дружеское общение, искренний интерес к делам и чувствам подростков помогут родителям установить с ними тесный контакт, наладить и укрепить отношения.
Главное – ориентировать ребенка на здоровый образ жизни. Научить ребенка бережно относиться к своему здоровью, строить гармонично свои отношения с окружающим миром — важнейшая задача родителей.
Что необходимо знать родителям о возникновении
химической зависимости у подростков?
Каждый родитель желает счастья своему ребенку, заботится о нем настолько, насколько позволяют его силы. В каждой семье детям говорят о недопустимости употребления наркотиков.
Что им еще нужно, чтобы они не рисковали собой? - дружеское, откровенное общение со взрослым, который является опорой и ориентиром (лучше всего, когда это ближайший родственник: папа, бабушка, старший брат. Если не получается, то таким человеком может стать и очень дальний родственник или просто знакомый родителей.
Пусть поводом для сближения послужит любое общее дело: помогите подростку написать реферат, или пусть он поможет вам в ремонтных работах); - наличие положительного героя (о достойных людях детям стоит рассказывать с самого раннего детства, читать или пересказывать книги из серии «Жизнь замечательных людей», поддерживать почитание тех молодежных кумиров, которые ведут здоровый образ жизни); - уважение со стороны взрослых (мнение взрослого человека сильно влияет на самооценку подростка, помогает ему создать положительный образ самого себя.
Взрослым стоит всегда помнить ключевую формулу воспитания: хвали человека, ругай поступок. Тому, кто себя уважает, гораздо легче отказаться, когда ему предложат наркотики); - здоровая среда сверстников (если в классе большинство ориентировано на учебу и одноклассники доброжелательно относятся к ребенку, то все в порядке. В противном случае надо серьезно подумать о возможностях дополнительного образования: кружках, секциях и т.д.
Иногда единственный способ спасти подростка – перевод (хотя бы временный) в другое образовательное учреждение); - яркие эмоции, связанные с приключениями, с возможностью испытать себя (у многих детей, особенно мальчиков, в подростковом возрасте появляется необоримое стремление к ситуациям, связанным с риском.
Лучше разрешить подростку ходить в кружок парашютного спорта, чем через полгода узнать, что он играет в пятнашки на крыше девятиэтажного дома); - яркий и привлекательный образ будущего (чем привлекательнее для человека то, чего он может добиться в жизни, чем яснее он себе это представляет, тем больше усилий станет прикладывать для того, чтобы мечта стала реальностью.
Исследования показывают: у наркозависимых нет дальних целей, для них завтрашний день – это только продолжение дня сегодняшнего. Если будущие достижения ничего не значат для подростка, что удержит его от поступка, который сегодня обещает яркие впечатления?); - положительный опыт преодоления семейных конфликтов.
Нет семей, в которых мнения, желания и интересы родственников никогда бы не сталкивались, но решаться конфликты могут по-разному. Если ребенок с детства видит в семье разумную твердость, последовательность и доброжелательность в конфликтных ситуациях, если близкие не отказываются от стремления жить по совести, то этот опыт поможет ему самому не отчаиваться в конфликтных ситуациях и не искать забвения в бутылке или дозе.
Необходимо помнить: плохие отношения в семье – это серьезный фактор риска. Жестокое и пренебрежительное обращение с подростком, отдаление от него или постоянное навязывание ему своего, особенно негативного мнения, навязывание родителями своей воли подростку вразрез с его убеждениями и желаниями, затяжные конфликты в семье, ложь и невыполнение родителями своих обещаний, небрежное отношение родителей к собственному здоровью – все это может подтолкнуть подростка к употреблению наркотиков.