Рекомендации психолога

Родители, помните! 

Дети учатся у жизни. 

Если ребенка постоянно критикуют, он учится НЕНАВИДЕТЬ.

• Если ребенок растет во вражде, он учится АГРЕССИВНОСТИ. 

• Если ребенка постоянно высмеивают, он становится ЗАМКНУТЫМ. 

• Если ребенок растет в упреках, он учится ЖИТЬ С ЧУВСТВОМ ВИНЫ. 

• Если ребенок растет в терпимости, он учится ПРИНИМАТЬ ДРУГИХ. 

• Если ребенка подбадривают, он учится ВЕРИТЬ В СЕБЯ. 

• Если ребенка хвалят, он учится БЫТЬ БЛАГОДАРНЫМ. 

• Если ребенок растет в честности, он учится БЫТЬ СПРАВЕДЛИВЫМ. 

• Если ребенок растет в безопасности, он учится ВЕРИТЬ В ЛЮДЕЙ. 

• Если ребенка поддерживают, он учится ЦЕНИТЬ СЕБЯ. 

• Если ребенок живет в миролюбии и понимании, он учится НАХОДИТЬ  ЛЮБОВЬ В ЭТОМ МИРЕ!

Индикаторы суицидального риска

О чем должны знать родители. Основные правила медиабезопасности в сети Интернет

Сейчас дети много времени проводят в Интернете - это один из показателей современного информационного общества. Но детей нужно воспитывать и контролировать, ведь виртуальные проблемы нередко затрагивают жизнь в мире реальном.

ЗАБЛУЖДЕНИЯ МНОГИХ РОДИТЕЛЕЙ

Миф № 1. «Дети в виртуальном мире должны жить самостоятельно».

В корне неверно. Мы же спрашиваем у своих детей: кто твои друзья в школе, во дворе, и т.д.? Примерно так же, нужно интересоваться виртуальной жизнью своих детей, но для этого нужно знать процессы, которые происходят в соцсетях. Ведь Интернет - целый мир, в котором живут более 3 млрд. человек, но этот мир более коварный и опасный.

Миф № 2.  «Папа понимает в компьютерах, если что, разберется, нашей семье ничего не угрожает». Не путайте навык безопасного пользования интернетом и контроля за деятельностью детей со школьным курсом компьютерной грамотности. Разработана современная концепция "Информационная безопасность семьи и детства", без которой даже папа - программист не сможет знать, что происходит у детей в соцсетях и как, например, предотвратить виртуальные конфликты или выявить контент, который повредит психическому здоровью ребёнка.

Миф № 3.  «Наш ребёнок давно пользуется смартфоном и разбирается в безопасности лучше нас, и мы спокойны». Многие взрослые познакомились с мобильными устройствами уже в сознательном возрасте, а ребёнок держал в руках смартфон чуть ли не с младенчества. Но это не делает ребенка главным техническим специалистом в доме. Даже если ребенок умеет пользоваться интернетом, это не означает, что он осознает последствия каждого действия в Глобальной компьютерной сети Интернет.

ОСТОРОЖНО!

На что обратить внимание на принадлежность ребёнка к группам смерти:

Прежде всего, постарайтесь не поддаваться панике. Ваш ребенок может и не состоять ни в каких опасных сообществах, но вы уже накрутили себя и обязательно начнете приставать к нему издалека или станете допытываться в открытую, что может только испортить ваши отношения. Категорически нельзя: выпытывать, критиковать, ругать, истереть, запрещать.  Не нужно отбирать телефоны или запрещать компьютеры – этим вы только спровоцируете вранье во избежание дальнейших запретов. Не следует также демонстративно игнорировать болезненную тему или же делать вид, что ничего не происходит. Это другая крайность, которая так же ни к чему хорошему не приведет. Не стоит путать спокойствие с безразличием.

Начните с оценки ситуации. Присмотритесь к ребенку, пообщайтесь с ним, понаблюдайте, чтобы понять - насколько он осведомлен о данных группах, в какой степени проявляет к ним интерес. Корректный родительский контроль за тем, что происходит с ребенком в интернет-пространстве необходим для обеспечения его безопасности. Шаг первый: найти страницу ВКонтакте. Для начала вам необходимо зарегистрироваться ВКонтакте. При этом важно помнить, что дети, а особенно подростки очень ранимы. Они тщательно оберегают свое «Я» и не терпят вторжения взрослых в личную жизнь, поэтому нужно действовать деликатно.

Шаг второй: хештеги. Проверьте присутствие на странице хештегов - специальных меток со значком #, с помощью которых дети сигнализируют организаторам суицидальных групп о готовности вступить в игру. Недавно администрация ВКонтакте заблокировала большое количество хештегов (#f57#морекитов#тихийдом#хочувигру#млечныйпуть#няпока и т.д.), однако появляются новые. Как правило, с намеренно пропущенными буквами. Обычно хештеги стоят после коротких стихотворных посланий. Шаг третий: видео и аудиозаписи. Изучите разделы «видео» и «аудиозаписи». Нет ли там подозрительных роликов о «Тихом доме», Рине Паленковой и других детей, совершивших суицид, сцен насилия, записей трансляций реальных суицидов и т.д. Прослушайте аудиозаписи групп и исполнителей, особенно тех, чьи названия вам ничего не говорят. В последнее время ВКонтакте появилось много маргинальных рэп- и рок-исполнителей, которые призывают слушателей «выпиливаться», резаться, вешаться и т.д.    Шаг четвертый: фотографии. Изучите фотографии и картинки на странице,  особенно в альбоме «Сохраненные фотографии».  Особую тревогу должны вызывать: картинки с подписями, в которых ключевыми словами являются «одиночество», «предательство», «боль», «надоело», «сдохнуть», «умирай», «вскрывайся», «зависай». Часто фоном для них служат депрессивные пейзажи, панельные многоэтажки, мосты, лестницы, поезда, рельсы, окна и т.д.

И главное, уважаемые родители, сохраняйте здравомыслие.

Помните, ребенок может разместить мрачные мемы, картинки, песни и видео просто из любопытства или потому что это модно, при этом он вовсе не помышляет свести счеты с жизнью. В этом случае следует доверительно поговорить с ребёнком.

Однако если таких картинок слишком много, то это повод серьезно задуматься о его душевном благополучии. Если вы столкнулись с реальной угрозой, необходимо связаться со специалистом.

свернуть

Опасные ситуации, на которые следует обратить внимание родителям

ФАКТОРЫ И СИТУАЦИИ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА

  • Семейные факторы риска (взаимоотношения в семье):

-Конфликты в семье и распад семьи: такие изменения, как развод, могут вызвать чувство беспомощности и отсутствия контроля над ситуацией.

-Суицидальные идеи и попытки самоубийства появляются чаще у тех детей и подростков, которые были жертвой жестокого обращения со стороны сверстников или взрослых.

-Симбиотические отношения между членами семьи. В таких семьях существует миф от неких особых, «глубоких» отношениях в ней. При попытках подростков установить взаимоотношения вне семьи, они воспринимаются с враждебностью, негативизмом, обесцениванием.

  • События в жизни:

-Крушение романтических отношений, неспособность справиться с трудностями учебной программы, насилие и иные жизненные стресс- факторы и проблемы, связанные со слабо развитыми умениями решать поставленную задачу, заниженная самооценка и попытка разобраться с собственной сексуальной идентификацией.

-Дополнительным фактором риска для подростков становится самоубийство известных людей или лиц, которых подросток знал лично. В частности, среди молодежи существует феномен самоубийства из подражания (за компанию). Хорошо разрекламированные попытки самоубийства или совершенное самоубийство могут привести к членовредительству в группе сверстников или иной схожей группе, которая, как зеркало, отражает стиль жизни или качества личности суицидального индивидуума.

СИТУАЦИИ ГРУППЫ РИСКА:

- Запугивание, издевательства со стороны сверстников, длительное пребывание в роли «козла отпущения» или жертвы;

- разочарование успехами в школе, серьезные трудности в учебе;

- высокие требования в школе к итоговым результатам обучения (экзамены);

- безработица, проблемы с трудоустройством, тяжелое экономическое положение;

- нежелательная беременность, аборт и его последствия.

Нарушение детско-родительских отношений.

(Все обследуемые подростки, пытавшиеся совершить самоубийство чувствуют, что не было реального взаимодействия или нет настоящих эмоциональных связей со своей семьей. Только 10 % обследованных заявили, что они в состоянии тревоги могут говорить со своими родителями)

  • Конфликты с друзьями или педагогами (как последняя капля, толкнувшая к суициду, но не основная причина №1).
  • Прессинг успеха (страх не оправдать надежды взрослых, собственные слишком высокие притязания на успех).
  • Отсутствие негативного отношения к суициду в сознании подростков (самоубийца вызывает сочувствие, а не презрение).

83% подростковых самоубийств связаны с семейным неблагополучием. Самые распространенные проблемы: тяжелая болезнь или сметь родственника, развод родителей, алкоголизм родителей, ссоры, скандалы, жестокое обращение, случаи суицида в семье (или демонстрации суицида).

ОСОБЕННОСТИ СЕМЬИ И ПСИХОТРАВМИРУЮЩИЕ (СТРЕССОВЫЕ) СОБЫТИЯ В ДЕТСТВЕ, КАК ФАКТОРЫ РИСКА :

 Недостаток внимания и заботы о детях в семье, конфликтные отношения между членами семьи, неспособность продуктивного обсуждения семейных проблем;

 Излишняя авторитарность родителей/опекунов;

 Отсутствие гибкости (ригидность) членов семьи;

 Воспитание приемными родителями или опекунами.

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИЕ О НАЛИЧИИ СУИЦИДАЛЬНЫХ МЫСЛЕЙ.

  1. Смерь и самоубийство как постоянная тема для разговора.
  2. Предпочтение траурной или скорбной музыки.
  3. Раздача личных вещей, упаковка вещей, составление завещаний.
  4. Разговоры об отсутствии ценности жизни.
  5. Фантазии на тему своей смерти.
  6. Интерес, проявляющийся косвенно или прямо к возможным средствам самоубийства (отравляющие вещества, возможности приобретения оружия и др.).
  • ФАКТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА
  • совершение уголовно-наказуемого поступка;
  • получение увечий, необратимых травм (потеря зрения, слуха и т.п.);
  • неразделенная любовь;
  • психологическая травма в результате насилия;
  • измена любимого человека, предательство близких;
  • боязнь позора;
  • значительные материальные и бытовые трудности;
  • сниженная адаптивная способность к изменениям;
  • принадлежность к группе риска (гомосексуалисты, заключенные в тюрьмах, наркоманы).

ДАННЫЕ ВОЗ:

 Каждый год отсамоубийства умирают свыше 800 000 человек;

 Каждые 40 секунд 1 человек кончает жизнь самоубийством.

 На каждый фактический суицид приходится 20 попыток.

Это вторая по частоте причина смерти в возрасте от 15 до 29 лет

свернуть

Рекомендации родителям по развитию жизнестойкости подростков

  • Создавайте защищенную среду с ощущением постоянства, где ребенок не забыт, отсутствуют оскорбления и травмы.
  • Помогайте детям развивать самоуважение, интересы, навыки и увлечения.
  • Подчеркивайте значимость семьи, чувство гордости и родства. При отсутствии семьи помогите развить чувство принадлежности, смысл существования.
  • Поощряйте самостоятельность, предоставляйте возможность выбора.
  • Будьте заботливы, но строги. Ясно формулируйте правила и требуйте их соблюдения.
  • Общайтесь, предоставляйте детям возможность открыто выражать свои чувства: будьте открыты и доброжелательны, учите понимать других, открыто выражайте озабоченность и недовольство, внимательно слушайте.
  • Учите быстро и самостоятельно принимать решения. Часто трудности возникают не из-за самой проблемы, а из-за того, как ее пытаются разрешить. Учите детей быть инициативными, а не пассивно реагировать на ситуацию.
  • Четко называйте проблему, подчеркивайте, что проблемы – это часть нормальной жизни. Вместе ищите выход.
  • Моделируйте самоконтроль, спокойствие, оптимизм, гибкость.
  • Помогайте ребенку перестраивать негативные эмоции (гнев, грусть, страх) на позитивные. Позволяйте ему рассказывать о том, что его беспокоит.
  • Обучайте детей, где и как они могут попросить помощи.
  • Внимательно следите за настроением и поведением детей, не пропускайте тревожных сигналов. Таким сигналом может быть внезапное изменение поведения, например, уход в себя, потеря интересов, отказ от обычного графика, снижение успеваемости и др.
свернуть

Профилактика суицидального поведения

Опасные ситуации, на которые следует обратить внимание родителям
развернуть

Республиканский центр психологической помощи сайт http://rcpp.by/

Экстренная психологическая помощь осуществляется круглосуточно по телефону доверия в г.Витебске: 61-60-60.

ФАКТОРЫ И СИТУАЦИИ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА

  • Семейные факторы риска (взаимоотношения в семье):

-Конфликты в семье и распад семьи: такие изменения, как развод, могут вызвать чувство беспомощности и отсутствия контроля над ситуацией.

-Суицидальные идеи и попытки самоубийства появляются чаще у тех детей и подростков, которые были жертвой жестокого обращения со стороны сверстников или взрослых.

-Симбиотические отношения между членами семьи. В таких семьях существует миф от неких особых, «глубоких» отношениях в ней. При попытках подростков установить взаимоотношения вне семьи, они воспринимаются с враждебностью, негативизмом, обесцениванием.

  • События в жизни:

-Крушение романтических отношений, неспособность справиться с трудностями учебной программы, насилие и иные жизненные стресс- факторы и проблемы, связанные со слабо развитыми умениями решать поставленную задачу, заниженная самооценка и попытка разобраться с собственной сексуальной идентификацией.

-Дополнительным фактором риска для подростков становится самоубийство известных людей или лиц, которых подросток знал лично. В частности, среди молодежи существует феномен самоубийства из подражания (за компанию). Хорошо разрекламированные попытки самоубийства или совершенное самоубийство могут привести к членовредительству в группе сверстников или иной схожей группе, которая, как зеркало, отражает стиль жизни или качества личности суицидального индивидуума.

СИТУАЦИИ ГРУППЫ РИСКА:

- Запугивание, издевательства со стороны сверстников, длительное пребывание в роли «козла отпущения» или жертвы;

- разочарование успехами в школе, серьезные трудности в учебе;

- высокие требования в школе к итоговым результатам обучения (экзамены);

- безработица, проблемы с трудоустройством, тяжелое экономическое положение;

- нежелательная беременность, аборт и его последствия.

Нарушение детско-родительских отношений.

(Все обследуемые подростки, пытавшиеся совершить самоубийство чувствуют, что не было реального взаимодействия или нет настоящих эмоциональных связей со своей семьей. Только 10 % обследованных заявили, что они в состоянии тревоги могут говорить со своими родителями)

  • Конфликты с друзьями или педагогами (как последняя капля, толкнувшая к суициду, но не основная причина №1).
  • Прессинг успеха (страх не оправдать надежды взрослых, собственные слишком высокие притязания на успех).
  • Отсутствие негативного отношения к суициду в сознании подростков (самоубийца вызывает сочувствие, а не презрение).

83% подростковых самоубийств связаны с семейным неблагополучием. Самые распространенные проблемы: тяжелая болезнь или сметь родственника, развод родителей, алкоголизм родителей, ссоры, скандалы, жестокое обращение, случаи суицида в семье (или демонстрации суицида).

ОСОБЕННОСТИ СЕМЬИ И ПСИХОТРАВМИРУЮЩИЕ (СТРЕССОВЫЕ) СОБЫТИЯ В ДЕТСТВЕ, КАК ФАКТОРЫ РИСКА :

 Недостаток внимания и заботы о детях в семье, конфликтные отношения между членами семьи, неспособность продуктивного обсуждения семейных проблем;

 Излишняя авторитарность родителей/опекунов;

 Отсутствие гибкости (ригидность) членов семьи;

 Воспитание приемными родителями или опекунами.

 

Симптомы основных психических расстройств

Депрессия. Сочетание симптомов депрессии и проявлений антисоциального поведения описывают как самый частый предвестник самоубийства у подростков. Школьники, страдающие депрессией, нередко обращаются к врачу с жалобами на соматические симптомы (головные боли, боли в животе, стреляющие боли в ногах или груди). Девочки в состоянии депрессии обычно замыкаются в себе, становятся молчаливыми, печальными и пассивными. В отличие от них мальчики чаще проявляют склонность к разрушительному и агрессивному поведению, учителям и родителям приходится уделять им много внимания. Агрессивность может приводить к изоляции и одиночеству, которые сами по себе являются факторами риска суицидального поведения.

Особенности течения депрессии в разных возрастных группах представлены в следующей таблице.

Признаки депрессии у детей и подростков (сравнительная характеристика)

Дети

Печальное настроение

Подростки

Печальное настроение

Потеря свойственной детям энергии

Чувство скуки

Внешние проявления печали

Чувство усталости

Нарушения сна

Нарушения сна

Соматические жалобы

Соматические жалобы

Изменение аппетита или веса

Неусидчивость, беспокойство

Ухудшение успеваемости

Фиксация внимания на мелочах

Снижение интереса к обучению

Чрезмерная эмоциональность

Страх неудачи

Замкнутость

Чувство неполноценности

Рассеянность внимания

Негативная самооценка

Агрессивное поведение

Постоянное чувство вины

Непослушание

Повышенная чувствительность к средовым воздействиям, сужение зоны комфорта

Склонность к бунту

Чрезмерная самокритичность

Злоупотребление алкоголем или наркотиками

Снижение общительности

Агрессивные действия

Плохая успеваемость

Прогулы в школе

Психозы (психотические расстройства):

 своеобразные нарушения мышления в виде оторванности от внешнего мира и реальных факторов, бредовых идей воздействия и управления своими действиями или мыслями посторонней силой, бредовых идей самообвинения, самоуничижения, виновности и преследования; наличие слуховых галлюцинаций императивного (вынуждающего к действию) характера. Дети слышат голос (или голоса), которые приказывает совершить суицид, «уйти из жизни». Распространенность у детей и подростков тяжелых психических расстройств, подобных шизофрении или маниакально-депрессивному психозу является невысокой. Суицидальный риск в категории таких пациентов возрастает при сочетании психотического расстройства и злоупотребления алкоголем, наркотиками и табачными изделиями.

Расстройство адаптации:

наблюдается в период адаптации к значительному изменению социального статуса (потеря близких или длительная разлука с ними, положение беженца и тому подобные) или к стрессовому жизненному событию (в том числе - серьезное физическое или психическое заболевание).

Симптомы: - депрессивное настроение, тревога, беспокойство;

- чувство неспособности справиться с ситуацией, приспособиться к ней;

- снижение продуктивности (плохая успеваемость, снижение внимания, памяти);

- склонность к драматическому поведению, вспышки агрессии.

Нарушения поведения:

возбуждение, агрессия, импульсивность, прогулы в школе и уходы из дома, вызывающее провокационное поведение, воровство, лживость, откровенное постоянное непослушание. Среди детей и подростков с нарушениями поведения и склонных к самоубийству, многие злоупотребляют алкоголем и наркотиками. Установлено, что в данной суицидальной группе риска перед совершением суицидальной попытки каждый четвертый употреблял алкоголь или наркотические вещества.

Нарушения пищевого поведения (нервная анорексия) 

Расстройство, характеризующееся преднамеренным снижением веса из-за неудовлетворенности своим телосложением и внешностью. Подростки стремятся похудеть, избегая употребления калорийной пищи, снижая пищевой объем, вызывая рвоту после еды, принимая слабительные и мочегонные средства, чрезмерно занимаясь физкультурой и спортом. Анорексия весьма часто сочетается с депрессией, суицидальный риск у этого контингента примерно в 20 раз выше, чем в общей подростковой популяции.

Знаки (проявления) суицидального риска

Поведенческие признаки:

- внезапная замкнутость и отказ от общения с детьми;

- употребление спиртного и/или наркотических средств;

- избегающее поведение (необъяснимые или часто повторяющиеся исчезновения из дома, прогулы в школе);

- безразличное или негативное отношение к своему внешнему виду;

 - безразличное, а иногда бравирующее отношение к ситуациям неудач в повседневной жизни;

- внезапное враждебное поведение, асоциальные поступки, инциденты с правоохранительными органами, участие в беспорядках;

- внезапно могут появиться проблемы концентрации внимания, снижение успеваемости, активности, неспособность к волевым усилиям.

Особенности эмоционального состояния и особенности мышления, свидетельствующие о суицидальной угрозе:

- невыносимая психологическая боль, которую хочется уменьшить любыми средствами;

- разочарование в удовлетворении психологических потребностей (потребности в безопасности, возможности достичь чего-то, овладеть чемто, необходимости дружбы или принадлежности к чему-то или к какойто группе);

- поиск решения проблем не дает результата, заводит в тупик, наводит на мысли о смерти;

- присутствует беспомощность, безнадежность, чувство бессилия, невозможность что-то сделать, чувство, что никто из окружающих не  может ему помочь в борьбе с его болью; - конфликт ценностей и полярность мышления. Видит вещи в чернобелом свете, либо все хорошо, либо все плохо;

- противоречивость (амбивалентность) в отношениях и мышлении, например: одновременно любит и ненавидит родителей, сестер и братьев, противоречив в принятии своего решения о жизни и смерти. Именно эта противоречивость и дает возможность вовремя предотвратить суицидальный поступок. Подросток старается сделать так, чтобы другие увидели его боль, остановили, переубедили и изменили ход его мыслей в суицидальном направлении, оставляя сигналы и ключи.

Словесные ключи:

- прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях: «Хочу умереть», «ты меня больше не увидишь», «я не могу больше выносить эту проблему», «скоро все это закончится»;

- шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни;

- уверения в беспомощности и зависимости от других;

- прощание;

- самообвинения;

- сообщение о конкретном плане суицида.

Поведенческие ключи:

- раздача своих ценностей, долгов (начинает чинить какие-то вещи с друзьями и родителями, что бы все было в порядке);

- написание «записок-завещаний»;

- несоблюдение правил личной гигиены, изменение привычек сна, питания;

- самоизоляция от других людей, резкое снижение повседневной активности;

- частое прослушивание траурной или печальной музыки;

- склонность к неоправданно рискованным поступкам.

Ситуационные ключи:

- психотравмирующие события, которые недавно произошли в жизни ребенка или подростка (разрыв отношений с любимым человеком, публичное оскорбление, незаслуженное наказание, конфликт с родителями и т.п.).

Мотивы суицидального поведения

- обида, чувство одиночества, отчужденности и непонимания;

- действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность;

- переживания по поводу смерти, развода или ухода родителей из семьи;

- чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения;

- страх позора, насмешек или унижения;

- любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность;

- чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство;

- желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации;

- страх наказания, нежелание извиниться;

- сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов, публикаций в СМИ («синдром Вертера»).

Оценка суицидального риска

Основными«инструментами» педагогов и школьных психологов для оценки суицидального риска является беседа с подростком, наблюдение за ним, информация, полученная от третьих лиц (друзей, родственников), данные медицинской документации. В качестве дополнительных средств оценки суицидального риска рекомендуется использовать оценочные шкалы. Состоянию высокого суицидального риска соответствует следующее:

  • Устойчивые фантазии о смерти, невербальные «знаки», мысли, прямые или косвенные высказывания о самоповреждении или самоубийстве
  • Состояние депрессии
  • Проявления чувства вины /тяжёлого стыда /обиды /сильного страха
  • Высокий уровень безнадёжности в высказываниях
  • Заметная импульсивность в поведении
  • Факт недавнего/текущего кризиса/утраты
  • Эмоционально-когнитивная фиксация на кризисной ситуации, объекте утраты
  • Выраженное физическое или психическое страдание (болевой синдром, «душевная боль»)
  • Отсутствие социально-психологической поддержки /не принимающее окружение
  • Нежелание подростка принимать помощь /недоступность терапевтическим интервенциям /сожаления о том, что «еще жив» Наличие хотя бы одного из вышеперечисленных состояний свидетельствует о высокой вероятности совершения суицидальной попытки.

ДАННЫЕ ВОЗ:

 Каждый год от самоубийства умирают свыше 800 000 человек;

 Каждые 40 секунд 1 человек кончает жизнь самоубийством.

 На каждый фактический суицид приходится 20 попыток.

Это вторая по частоте причина смерти в возрасте от 15 до 29 лет

свернуть

Чем опасны азартные игры и "Игромания"

Советы по профилактике игровой зависимости

  1. Необходимо решить для себя заранее, сколько времени и денег вам потребуется на азартную игру.
  2. Если вы играете, то следует осознавать, что вы с большей вероятностью проиграете, чем выиграете. Поэтому надо постараться потратить именно такую сумму, которую вы можете легко себе позволить проиграть.
  3. Вам стоит принимать взвешенные решения насчет предстоящей игры — учитывать случайности.
  4. Относитесь к азартной игре как к развлечению, а не как к источнику получения возможного дохода.
  5. Если вам удалось выиграть — радуйтесь! Но не стоит забывать, что, скорее всего, еще раз получить денежный бонус не получится.
  6. Никогда не играйте в азартные игры, если вы утомлены или вам скучно, тем более — если вы нервничаете либо чем-то взволнованы.
  7. Необходимо систематически записывать, сколько времени и денежных средств вы израсходовали на игру.
  8. Вам надо хорошо относиться к своей семье и близким друзьям. Возможно, они встревожены и переживают из-за вашего увлечения игрой и желают вам помочь, чего вы не хотите замечать.
  9. Если вы играете в азартные игры, делайте ставки только на собственные средства. Никогда не просите одолжить вам денег на игру.
  10. Поймите и запомните, что в азартных играх вы не можете влиять на ход игры — результат всегда непредсказуем.
  11. В процессе игры следует делать перерывы. Можно пройтись, перекусить или выйдите на свежий воздух, чтобы проветриться.
  12. Постарайтесь сохранить ясность мышления во время участия в азартной игре. Не рекомендуется употреблять спиртные напитки.
  13. Замените азартную игру другими вариантами отдыха — сходите в кино, цирк или музей.
  14. Лучше идти в игровое заведение с тем человеком, кто умеет контролировать свои эмоции во время игры.
  15. Не стоит усугублять положение — лучше не пробуйте отыграть проигранные ставки.
  16. Не следует брать с собой банковские и кредитные карточки, если решили посетить игровое заведение.
  17. Необходимо установить для себя лимит времени на игру.
  18. Вам надо самому принимать решения по поводу участия в азартных играх — не стоит играть из-за того, что так пожелали другие.
  19. Не старайтесь использовать азартную игру как возможность избежать негативных эмоций или проблемных ситуаций.
  20. Если вас тяготит пристрастие к азартным играм, необходимо поговорить с людьми, которым вы по-настоящему доверяете.
  21. В случае если Вы сами не можете справиться со своим «увлечением», пристрастие к играм, которое негативно сказывается на Вашем здоровье, материальном благополучии, отношении с окружающими, рекомендуем обратиться за помощью специалиста (психиатра, психотерапевта).
свернуть

7 советов для родителей

1. Любите, но обозначьте границы
Воспитание неиспорченного ребёнка — это всегда балансирование между двумя крайностями: любовью и границами дозволенного, теплотой и строгостью, щедростью и отказом.

развернуть

Каждое утро спрашивайте себя: «Если бы я мог научить сына (дочь) только чему-то одному сегодня, что бы это могло быть?». Проверяйте, соответствует ли ответ вашим целям, которые вы преследуете в воспитании. А вечером задавайте контрольный вопрос: «Чему я научил своего ребёнка сегодня?».

2. Перестаньте опекать!

Хорошее воспитание — это не о том, чтобы быть уверенным, что ваш ребёнок счастлив. Это больше о том, чтобы научить его справляться с неудачами, отказами, ошибками и неприятностями.
Постоянное ограждение ребёнка от всего, что может вызвать разочарование, не поможет ему овладеть этим критически важным навыком. Это не научит его преодолевать трудности, полагаясь только лишь на свои силы.

Прекратите опекать своего ребёнка.
Дайте ему возможность научиться управляться со своей жизнью самостоятельно, пока ещё ошибки не так болезненны.

3. Учите сопереживать

Неиспорченные дети научены не всегда ставить себя на первый план. Вместо этого они умеют считаться с мнениями, желаниями и интересами окружающих людей (особенно близких).
Эмпатия — это способность, которая даёт возможность маленькому человеку думать и смотреть на происходящее с позиции другого. Это фундамент для развития таких черт характера, как уважение, сдержанность, доброта, бескорыстие.

4. Развивайте финансовую ответственность

Одна из наших главных задач как родителей — научить ребёнка жить, полагаясь только на себя. Это значит, что мы должны его научить управлять своими финансами самостоятельно, а не ждать бесконечных подачек от родителей.
Если чувствуете себя чем-то вроде «золотого банкомата» для своих детей, тогда самым разумным решением будет закрыть свой бумажник.
Неиспорченный ребёнок — это тот, который понимает слова «нет» и «не сейчас».

5. Говорите «нет» без чувства вины

Постоянное удовлетворение желаний ребёнка не поможет научить его тому, что не всегда жизнь будет идти по его плану. Добавьте в свой лексикон слово «нет» и не чувствуйте вины, когда вынуждены его произносить. Поверьте, в долгосрочной перспективе ваши дети ещё будут вам благодарны за это.

6. Учите отдавать, а не только получать

Дайте своим детям возможность понять, что они могут менять жизни, просто отдавая или делая что-то для других людей. Ведь многие из них даже не догадываются о том, что такое возможно.
Мне где-то попадалась на глаза статья, в которой говорилось, что щедрые дети не только менее эгоистичны и больше ценят окружающих, но и счастливее в жизни.
Один из лучших способов уберечь ребёнка от эгоизма — это периодически вовлекать его в волонтёрскую работу, не предполагающую материальных наград.

7. Замените «я» на «мы»

Дети эгоцентричны. Они думают, что мир вращается только вокруг них. Их больше заботят они сами и собственные потребности, а на мнения и желания других они не обращают внимания. И чтобы не позволить им зациклиться только на себе, нужно увести их от бесконечного «я-я-я» и научить думать в формате «мы-мы-мы».
Вот несколько простых выражений, которые вы можете использовать, обращаясь к своему ребёнку:
  • Давай спросим Машу, чем бы она хотела заняться?
  • Помни, мы всегда делимся!
  • Спроси у своего друга, во что он хотел бы поиграть?
  • Теперь очередь твоего брата.
  • Давай поможем маме прибраться в комнате.
Старайтесь всегда делать ударение на «мы».

Заключение

Воспитание — это не конкурс популярности! Будет много случаев, когда вам придётся делать выбор, и он не всегда будет по душе вашему ребёнку. Но, если вы приняли решение, следуйте ему до конца.
Поймите одну важную вещь: вы ответственны за своего ребёнка, а он, в свою очередь, нуждается в вас, чтобы вырасти добрым, заботливым, ответственным и внимательным к другим людям.

свернуть

Высокомотивированные дети!

Для наиболее эффективного взаимодействия с одарённым ребёнком целесообразно выполнять ряд рекомендаций:

  • Обратить внимание на достижения одарённых детей, так как оценки взрослых для них – одновременно и награда, и мерило их самооценки
развернуть
  • Уважать в детях их индивидуальность и неповторимость
  • Создавать у них мотивацию к достижению, готовность идти на творческий риск
  • Поощрять самостоятельное мышление
  • Помогать умственному росту одарённых детей, включая их в разнообразные виды деятельности и в то же время не перегружая
  • Быть терпимым к идеям детей, уважать любопытство, стараться отвечать на все их вопросы
  • Помнить о повышенной чувствительности одарённых детей
  • Оказывать им необходимую помощь и эмоциональную поддержку путём поощрения их деятельности, внимательно и доброжелательно относиться к их мнениям и проблемам.

Только внимательное и чуткое отношение ко всем проявлениям творчества будет способствовать дальнейшему развитию ребёнка.

Есть такая притча. Пришёл китаец с рисового поля после трудового дня, стёр со лба пот. Домашние спрашивают: «Чем ты занимался?»- «Я помогал рису расти». Его жена выглядывает из окна и видит, что всё поле усеяно выдернутыми из земли ростками.

К сожалению, многие родители одарённых детей тоже «помогают рису расти», не подозревая, что…

  • Не надо связывать с ребёнком каких-то сверхожиданий.
  • Нельзя обучать насильно.
  • Надо исходить из возможностей ребёнка на конкретном этапе.

Одаренность может быть как общая, проявляющаяся во всех видах деятельности ребенка и сферах его интересов, так и специфическая, например, музыкальная, интеллектуальная, спортивная, лидерская.

При выявлении одаренных детей более целесообразно использовать комплексный подход.

При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов:

  • различные варианты метода наблюдения за детьми (в школе, во внешкольной деятельности и т. п.);
  • специальные психодиагностические тренинги;
  • оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями;
  • оценивание конкретных продук​тов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, технических моделей) профессионалами;
  • организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортив​ных соревнований, творческих конкурсов, фести​валей, смотров и т. п.;
  • проведение психодиагностического исследо​вания с использованием различных психометри​ческих методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.

Решение проблемы одаренности возможно лишь при сотрудничестве всех заинтересованных сторон: детей, родителей, педагогов.

свернуть

Рекомендации родителям ребенка с особенностями психофизического развития

Пожалуйста, помните, что:

  • "Особые" дети не хуже и не лучше остальных. Просто у них другие возможности. Для ребенка с особенностями развития его состояние естественно. Он не жил с другим слухом/зрением/руками/ногами/телом/головой. Так что чья-либо жалость для него не понятна и не полезна.
развернуть

Прежде всего, обращайте внимание на то, что у ребенка сохранно,  что он может. Именно это - основа и основной его ресурс для развития и адаптации к жизни.

  • Старайтесь предоставлять ребенку с особенностями возможность пробовать сделать все самому. Если он просит помочь, постарайтесь действовать вместе с ним - но не вместо него!
  • "Особые" дети дают окружающим шанс проявить лучшие чувства и качества: доброту, сочувствие, щедрость, любовь... Не упускайте эти возможности, - не прячьте их/не прячьтесь от них!
  • У всех людей одни и те же закономерности развития. Перед вами, прежде всего, ребенок. А детям можно и нужно улыбаться, смеяться и играть. Особенности физиологии или психологии "необычного" ребенка помогут вам проявить фантазию и придумать, как это осуществить.
  • Все люди разные. Одним "медведь на ухо наступил", у других "память дырявая", у третьих - нестандартный набор пальцев, четвертые ходят только с палочкой... - и при этом ВСЕ ОНИ МОГУТ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫ.
  • Правила для родителей, воспитывающих детей с особыми потребностями:
  • Преодолевайте страх и отчаяние
  • Не теряйте время на поиски виновного – его просто не бывает!
  • Определите, какая помощь необходима вашему ребенку, и начинайте, обращайтесь к специалистам.
  • Общие стратегии нормализации жизни семьи:
  • Не замыкайтесь в своих проблемах. Попытайтесь найти опору в родителях других детей с особенностями в развитии. Вы поймете, что не одиноки в своем несчастье. Опыт других семей позволит быстрее преодолеть негативные эмоции, даст надежду на будущее.
  • Не скрывайте ничего от близких. Держите их в курсе проблем вашего ребенка.
  • Находите и изучайте информацию о возможностях обучения и воспитания вашего ребенка.
  • Ищите подходящие образовательные учреждения. Будьте реалистами, но не пессимистами. Научитесь справляться со своими чувствами.
  • Уважайте себя и свою семью, никаких заискивающих моментов - типа просительный, извиняющийся тон, уход от гуляющих детей с площадки и т.д. Ровное, доброжелательное, независимое и уверенное поведение.
  • Помогайте другим людям с аналогичными проблемами, почувствуйте себя сильными.
  • Не пренебрегайте обычными повседневными обязанностями,  но  не давайте им себя захлестнуть.
  • Не забывайте о себе, своих увлечениях и пристрастиях. Находите  возможности для собственного развития, а также развития и совершенствования нравственного и профессионального  других  членов семьи.

И еще:

  • Берегите свои нервы и психику. Расслабляйтесь иногда, ходите в театры, кино, гости (не стесняйтесь прибегнуть к помощи родственников). Найдите себе отвлекающий момент - разводите цветы, стихи пишите, язык выучите и т. д.
  • Не расслабляйтесь пивом и спиртным. Женщины очень быстро становятся зависимыми от алкоголя. А дети пропадают совсем. К сожалению есть масса примеров. И не увлекайтесь курением - это сократит вам жизнь, а она нужна вашему ребёнку. Не забывайте, что это ваш ребенок, и вы ему нужны здоровые и счастливые.
  • Чаще устраивайте семейные праздники. С викторинами, с играми, всякими изюминками. Пусть ребёнок участвует в подготовке. Это важно. Зовите гостей. Не ограждайтесь - пусть все знают - ваша жизнь продолжается. Она полноценная и интересная.
  • Заведите домашнего питомца. Это поможет ребёнку адаптироваться. Научит заботе и повысит собственную значимость, а также отвлечёт от мысли - я один, все играют, а я сижу.
свернуть

Общаться с ребенком. Как?

1. Безусловно принимать ребенка — значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!  

  •  Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
развернуть
  •  Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими нежелательными или «непозволительными» они ни были бы.
  •  Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в непринятие его.

2. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством Вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно справишься!»  

Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.

При этом:  

  • возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому;  
  • по мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.  

3. Позволяйте Вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».  

4. Активно слушать ребенка — значит «возвращать» ему в беседе то, что он Вам поведал, при этом обозначив его чувство.  

5. Если ребенок вызывает у Вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом.  

6. Когда Вы говорите своих чувствах ребенку, говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА. О СЕБЕ, О СВОЕМ переживании, а не о нем, не о его поведении.  

7. Не требуйте от ребенка невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что Вы можете изменить в окружающей обстановке.  

8. Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.  

9. Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребенка.  

 А как насчет дисциплины?

1. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого.  

2. Правила (ограничения, требования, запреты) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.  

3. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.  

4. Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой.  

5. Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно‑разъяснительным, чем повелительным.  

6. Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.  

7. Зона радости — это «золотой фонд» Вашей жизни с ребенком.  

8. Человеку нужно: чтобы его любили, понимали, признавали, уважали: чтобы он был кому‑то нужен и близок, чтобы у него был успех — в делах, учебе, на работе,  чтобы он мог себя реализовать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя.

9. В детстве мы узнаем о себе только из слов к нам близких.  

10. Что бы ни делал ребенок, ему нужно наше признание его успехов.  

11. Каждым обращением к ребенку — словом, делом, интонацией, жестом, нахмуренными бровями и даже молчанием мы сообщаем ему не только о себе, своем состоянии, но и всегда о нем, а часто — в основном о нем.

 

свернуть