Безопасность и здоровье детей

Правила поведения на надувных батутах

#Ликбез_для_родителей: на деревню к дедушке...

Цифры статистики детского травматизма не могут оставить равнодушным ни одного взрослого человека: от внешних причин ежегодно гибнут более 100 детей. Отравления, дорожно-транспортные происшествия, проглатывание инородных предметов, выпадение из окон, пожары – это далеко не полный перечень ситуаций, которые могут привести к трагедии. При этом дети дошкольного и младшего школьного возраста чаще всего попадают в различные ЧС.

Летом многие родители стараются отправить своих детей на каникулы к бабушкам и дедушкам. Несмотря на свой возраст, пожилые люди со всей присущей им мудростью, терпением и нежностью заботятся о внуках. Но, даже имея богатый опыт в воспитании детей, те не всегда могут уследить за активными и постоянно ищущими приключения детьми, оставляя их совсем ненадолго, чтобы заняться своими повседневными делами. А когда ребята остаются без контроля со стороны, это может повлечь за собой серьёзные последствия.

Возникает вопрос: как пожилому человеку сделать отдых внуков безопасным, чтобы потом не испытать на себе горе тех, по чьему недосмотру случились непоправимые трагедии? Ведь моральные и душевные раны в таких ситуациях заживают с трудом, а тяжесть потери не удается перенести многие годы.

В предупреждении всех трагедий большая роль отводится родителям, которые должны донести бабушкам и дедушкам «прописные истины». Для начала разберем основные причины, которые могут привести к травмам.

ШАЛОСТЬ С ОГНЕМ

Игрушки помогают детям познавать мир, развивать мышление, память и воображение. Однако однообразие быстро надоедает, да и к бабушке не привезешь весь шкаф развлечений разных цветов и форм. И тогда в ход идут любознательность и тяга к экспериментам. Стоит только бабушке отвернуться, как руки ребенка уже тянутся к ранее неизученным предметам. Одними из них и являются спички. Готовка на кухне, сигареты без присмотра, розжиг костра  – отсутствие навыков обращения с огнем приводит, как правило, к печальным последствиям.

ОКНА

Падение из окна — пожалуй, одна из основных причин детского травматизма и смертности, которая встречается чаще всего в городах. Сценарий развития событий везде один: дети остаются без присмотра взрослых, при помощи предметов мебели оказываются на подоконнике, открывают окно и выпадают наружу. То же самое с москитными сетками, которые, к сожалению, являются мнимой преградой.

ЛЮКИ, ЯМЫ, КОЛОДЦЫ, ПОДВАЛЫ

Беспорядок на участке, незакрытые выходы на крыши, шаткие лестницы, открытые люки, подвалы и колодцы, не огражденные ямы, отсутствие ограждений представляют особую опасность для детей. Досконально изученные годами тропы и дороги в обход опасных мест, опознавательные знаки, оставленные для своей же безопасности, помогают в повседневной жизни избежать серьезных травм. А что же говорить о детях, которые оказывают в гостях у бабушек несколько, а то и лишь раз в год? Для ребёнка такое изучение окружающего пространства может закончиться летальным исходом.

ВОДА

Водные забавы – символ лета. И все же вода – это, прежде всего, опасность, а не развлечение, которое, к сожалению, притягивает детей особенно сильно во время каникул. Пенсионеры не всегда могут составить компанию своим внукам на водоем, поэтому часто дают «уже взрослым» ребятам «зеленый свет» на посещение ближайшего озера или речки. Кроме этого, не менее опасны и емкости с водой, которые часто можно встретить в летнее время на приусадебном участке.

Как же помочь пожилым людям подготовиться к приезду внуков и на что стоит обратить внимание при подготовке дома к совместному, а главное безопасному времяпрепровождению? Предлагаем распечатать данный чек-лист, который вы, взрослые, можете дать бабушкам и дедушкам, чтобы они смогли предупредить возможные чрезвычайные ситуации.

ЧЕК-ЛИСТ «ПОДГОТОВКА К ПРИЕЗДУ ВНУКОВ»

  • Уберите предметы, способные помощь развести огонь, с видных мест;
  • Не храните ядовитые вещества, медикаменты, отбеливатели, кислоты и горючее в бутылках для пищевых продуктов;
  • Лекарства, химические вещества, легковоспламеняющиеся жидкости и опасные предметы спрячьте в недоступное место;
  • Не доверяйте внукам самостоятельно разжигать газовые плиты и отопительные печи;
  • Не принимайте лекарства на глазах у маленьких детей;
  • Уберите мебель поблизости окон;
  • Не используйте москитные сетки без соответствующей защиты окна;
  • Снимите  ручки со стеклопакетов, а также обязательно установите дополнительные запирающие устройства («детские замки»);
  • Исключите контакт внуков с бытовой техникой;
  • Не ставьте на край стола или плиты емкости с горячими жидкостями;
  • Не берите ребенка с собой при разведении открытого огня;
  • Держите детей подальше от горячей плиты, пищи, утюга и других нагревательных приборов;
  • Открутите ручки конфорок, чтобы дети не могли до них достать;
  • Не давайте внукам любую пищу, когда он бегает, играет или балуется;
  • Уберите с видных мест емкости, в которых есть вода;
  • Даже если ребенок умеет плавать и постоянно посещает бассейн, не разрешайте ему купаться без вашего надзора;
  • И самое главное: не оставляйте внуков без присмотра!

Родители, здесь работать нужно сообща, а не взваливать весь груз ответственности и риски при наблюдении за детьми на бабушек и дедушек:

  • Будьте в курсе увлечений и интересов детей;
  • Рассказывайте об опасностях и приводите реальные примеры таких ситуаций;
  • Смотрите мультфильмы по безопасности и читайте тематические книги;
  • Проговаривайте правила безопасности в любое удобное для этого время, делайте выводы и закрепляйте полученные знания;
  • Всегда напоминайте детям, как нужно вести себя во время летних каникул, так количество травм именно в этот период времени возрастает.

 

свернуть

Что должен знать ребенок о безопасности

Почти все дети проявляют повышенный интерес к огню, не осознавая в полной мере его потенциальную опасность, их неудержимо манит это чудо природы. 

развернуть

Нельзя быть уверенным в том, что, оставшись один, ребенок не решится поиграть коробочкой спичек, не захочет поджечь бумагу, не устроит костер, который однажды видел в лесу.

Именно поэтому учить детей необходимо правилам безопасности, но чтобы быть услышанным говорите с детьми на их языке, и они прекрасно поймут, что вы хотите сказать и от чего хотите их предостеречь. Дорогие родители, давайте с вами попробуем разобрать понятие «говорить с ребенком на их языке».

Итак, для этого взрослым необходимо использовать примеры, сказки, рисунки и всё то, что поможет ребёнку понять, какие ситуации бывают опасными, как поступить, попав в них и как их избежать. Учёба пойдёт впустую, если не учитывать особенности детской психики, которая противится формам «запрещено», «нельзя», «ты обязан» и т.д. Лучше действуют формулы типа: «Давай учиться вместе, помоги мне избавиться от беспокойства за тебя». Ситуации следует проверять в игровой форме, а объяснения лучше подкреплять доступными примерами из известных сказок. В сказках, рассказах, мультфильмах все доступно и очень подробно объяснено. Задача родителей состоит в том, чтобы акцентировать внимание ребенка на отдельных местах.

На самом деле, соблюдать эти простые рекомендации намного проще, чем вы думаете.

Совет 1. Смотрите вместе с ребенком мультфильмы!

Предлагаем посмотреть мультсериал МЧС «Волшебная книга».

После просмотра задайте ребенку несколько вопросов.

1. Тебе понравился мультфильм? Что нового ты узнал?

2. А кто из героев мультфильма тебе понравился? Почему?

3. Кто из героев нарушает правила безопасности? Что с ним произошло?

4. А кто из героев ведет себя правильно? Кто им помогает в этом?

5. Почему нельзя нарушать правила безопасности?

6. Что нужно знать, чтобы не попасть как волк в опасную ситуацию?    А как бы поступил в такой ситуации ты?

Совет 2. Читайте со своим ребенком: сказки, присказки, прибаутки – основное средство обучения малышей правилам безопасного поведения. Они могут многому научить не только детей, но и родителей. Вы замечали, что в сказках для самых маленьких трагичный финал? Это очередное напоминание Вам, родители, о том, что детей без присмотра оставлять нельзя («Колобок», «Семеро козлят»). Когда читаете сказку с малышом, обязательно задавайте ему вопросы: «Почему так произошло?», «Что не так сделал герой?», «А как ты думаешь, что нужно было сделать?» Но не осуждайте персонажи, а рассуждайте над их поведением: «Ай-ай-ай! Плохо сделал Колобок! Нельзя убегать из дома. Можно потеряться! Или лиса съест!». Осуждая поступок героя, Вы даете правильные ориентиры ребенку на будущее, помогаете понять, в чем ошибка сказочного персонажа.

Совет 3. Рисуйте со своим ребенком.

Доказано, что дети воспринимают окружающий мир образами. Это значит, что все, о чем Вы говорите с ребенком, он должен видеть на картине. Поэтому у вас есть хорошая возможность поговорить с ним о правилах безопасности в доме. Нарисуйте с малышом план вашего жилья и красным цветом пометьте опасные зоны. Объясните ребенку, почему именно в этих местах следует быть осторожным и что делать в случае опасности. Рисунок – универсальный способ обучения, с его помощью ребенку легко можно привить навыки безопасного поведения:

  • рисуйте с ребенком различные ситуации и проговаривайте все, что изображаете;
  • задайте ребенку тему для рисования, а потом обязательно расспросите малыша, почему он это нарисовал;
  • сочиняйте по рисункам истории, для этого можно использовать книги-раскраски МЧС.

Совет 4. Играйте со своим ребенком.

Ведь игра – основной способ обучения детей. Именно играя, ребенок лучше запоминает основные правила. Введите в вашу игротеку новую игру «Спасатели спешат на помощь!». Обязательно расскажите ребенку о работе спасателей, в каких случаях может понадобиться их помощь (пожар, обвал, утопление и т.п.), и как правильно вызвать:

  • набрать номер 101 или 112;
  • сообщить свой адрес;
  • рассказать, что случилось;
  • назвать своё имя, фамилию и телефон.

Сыграйте роль диспетчера, пусть ребенок звонит и вызывает спасателей. А потом поменяйтесь ролями. Благодаря игре он усвоит необходимые знания:

Главное, что должен знать ребенок во время пожара:

  • НЕ ПАНИКОВАТЬ!!!
  • не прятаться;
  • убегать из дома на улицу;
  • звать на помощь взрослых;
  • вызывать спасателей по телефону 101 или 112.

Сделайте вместе с малышом «напоминалку», на которой будут написаны номера экстренных служб и ближайших родственников. Поместите ее около домашнего телефона.

свернуть

Правила безопасного поведения детей на воде

Лето – прекрасная пора для отдыха, а вода – чудесное средство оздоровления организма. Но купание приносит пользу лишь при разумном ее использовании. Умение хорошо плавать - одна из важнейших гарантий безопасного отдыха на воде, но помните, что даже хороший пловец должен соблюдать постоянную осторожность, дисциплину и строго придерживаться правил поведения на воде.

  • Начинать купание следует при температуре воды не ниже 18 градусов и при ясной безветренной погоде при температуре воздуха 25 и более градусов.
  • Не рекомендуется купаться ранее, чем через 1,5 часа после еды.
  • Не следует входить в воду уставшим, разгоряченным или вспотевшим.
  • Если Вы плохо плаваете, не доверяйте надувным матрасам и кругам.
    Паника – основная причина трагедий на воде. Никогда не поддавайтесь панике.

НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ!

- купаться можно только в разрешенных местах;
- нельзя нырять в незнакомых местах – на дне могут оказаться притопленные бревна, камни, коряги и др.;
- не следует купаться в заболоченных местах и там, где есть водоросли или тина;
- не отплывайте далеко от берега на надувных плавсредствах – они могут оказаться неисправными, а это очень опасно даже для умеющих хорошо плавать;
- нельзя цепляться за лодки, залезать на знаки навигационного оборудования – бакены, буйки и т.д.;
- нельзя подплывать к проходящим судам, заплывать за буйки, ограничивающие зону заплыва, и выплывать на фарватер;
- нельзя купаться в штормовую погоду или в местах сильного прибоя;
- если вы оказались в воде на сильном течении, не пытайтесь плыть навстречу течению. В этом случае нужно плыть по течению, но так, чтобы постепенно приближаться к берегу;
- если вы попали в водоворот, наберите побольше воздуха, нырните и постарайтесь резко свернуть в сторону от него;
- если у Вас свело судорогой мышцы, ложитесь на спину и плывите к берегу, постарайтесь при этом растереть сведенные мышцы. Не стесняйтесь позвать на помощь;
- нельзя подавать крики ложной тревоги.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ НА ВОДЕ

- когда купаешься, поблизости от тебя должны быть взрослые;
- нельзя играть в тех местах, откуда можно упасть в воду;
- не заходи на глубокое место, если не умеешь плавать или плаваешь плохо;
- не ныряй в незнакомых местах;
- не заплывай за буйки;
- нельзя выплывать на судовой ход и приближаться к судну;
- не устраивай в воде игр, связанных с захватами;
- нельзя плавать на надувных матрасах и камерах (если плохо плаваешь);
- не пытайся плавать на бревнах, досках, самодельных плотах;
- если ты решил покататься на лодке, выучи основные правила безопасного поведения в этом случае;
- необходимо уметь правильно управлять своими возможностями.


МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ ЛОДКАМИ

Катание на гребных и моторных лодках (катерах) только под руководством взрослых. К управлению моторными катерами и лодками допускаются лица, имеющие специальные права на самостоятельное управление плавсредствами.
При катании запрещается:


- перегружать катер, лодку сверх установленной нормы;
- пользоваться лодкой детям до 16 лет без сопровождения взрослых;
- брать в лодку детей, не достигших 7 лет;
- прыгать в воду и купаться с лодки;
- сидеть на бортах, переходит с места на место и пересаживаться на другие катера, лодки;
- кататься в вечернее и ночное время;
- подставлять борт лодки параллельно идущей волне;
- кататься около шлюзов, плотин, плотов;
- останавливаться около мостов и под мостами.

Важным условием безопасности на воде является строгое соблюдение правил катания на лодке:

  • Запрещается управлять лодкой в нетрезвом состоянии.
  • Посадку в лодку производить, осторожно ступая посреди настила.
  • Располагаться в лодке нужно равномерно только на штатных сидениях.
  • Нельзя садиться на борт лодки, это может привести к её переворачиванию.
    Меняться местами, переходить из лодки в лодку необходимо без резких движений, только у берега.
  • Нельзя прыгать из лодки на берег или мостик.
  • Нельзя раскачивать лодку и нырять с неё.
  • Запрещается кататься на лодке детям до 16 лет, без сопровождения взрослых.
  • Нельзя перегружать лодку сверх нормы.
  • Нельзя пересекать курс моторных судов, близко находиться к ним.
  • Опасно подставлять борт лодки параллельно идущей волне. Волну надо «резать» носом лодки поперёк или под углом.
  • Необходимо соблюдать осторожность на мелководье в незнакомых местах, следить за торчащими из воды предметами и расставленными сетями.


ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ТОНУЩЕМУ ЧЕЛОВЕКУ

Бросьте тонущему человеку плавающий предмет, ободрите его, позовите помощь.
Добираясь до пострадавшего вплавь, учтите течение реки.
Если тонущий не контролирует свои действия, подплывите к нему сзади и захватив его за голову, под руку, за волосы, буксируйте к берегу.
На берегу необходимо оказать пострадавшему доврачебную помощь, ликвидировать кислородную недостаточность, применять меры

При попадании жидкости в дыхательные пути:
положите пострадавшего животом на согнутое колено;
проведите очистку от слизи, слюны носовой полости и носоглотки;
путем сдавливания грудной клетки удалите воду, попавшую в дыхательные пути;
после этого пострадавшего уложите на спину и при отсутствии дыхания или сердечной деятельности проведите искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

ПОМНИТЕ !!!
Нарушение правил безопасного поведения на воде – это главная причина гибели людей, в том числе детей.

свернуть

Профилактика детского травматизма

Кроха сын к отцу пришел и спросила кроха: что такое хорошо, а что такое плохо?

С самых маленьких лет мы изучаем что такое «хорошо» и что такое «плохо». И самое главное для родителей осознавать, что знания о безопасности наших  чад познаются в первую очередь дома. Однако, не стоит запугивать детей!

развернуть

Помните, что им не обязательно знать всю криминальную информацию. Если родители стараются обезопасить детей, рассказывая всякие «страшилки», то это может привести к совершенно обратному результату. Ведь дети в сложных ситуациях становятся более уязвимыми, потому что страхи парализуют их и тем самым отбивают желание что-то предпринимать или как-то действовать.

Ваша цель – рассказать и внушить малышу, на что он способен, и объяснить, что если он будет правильно поступать, то никогда не попадет в опасную ситуацию, а если даже и будет такое, тогда ребенок обязательно выпутается и найдет выход.

Обучайте ребенка разными способами. Рассказывайте о других детках, которые правильно поступают в различных ситуациях, спрашивайте: «А что ты будешь делать в такой ситуации…», упоминайте свои рассказы, воспоминания.

свернуть

Безопасность ребенка превыше всего!

Помните, что ребенок обучается движению по улице, прежде всего, на вашем примере, приобретая собственный опыт!
развернуть

ЕСЛИ СЛУЧИЛАСЬ БЕДА НА ДОРОГЕ

1. Оцените обстановку, опасные последствия происшествия.
2. Сообщите об аварии в ближайшую аварийную службу.
3. При отсутствии видимого риска подойдите к пострадавшему, Заходить нужно так, чтобы оказаться прямо перед его лицом: с раненый не должен поворачивать голову( помните про распространенность при ДТП травм шейно-грудного отдела позвоночника).
4. Если пострадавший в сознание, заговорите с ним, оцените его состояние, окажите неотложную помощь.
5. Еще раз оцените опасность ситуации и попытайтесь действовать адекватно ей (например, отключите аккумулятор автомобиля во избежание возгорания пролитого топлива от искры)
6. Если есть необходимость проведения неотложных медицинских мер, проведите их до стабилизации состояния пострадавшего.
7. Если необходимости неотложной помощи нет, продолжайте разговаривать с пострадавшим, не прикасаясь к нему.

При появлении на месте происшествия других людей попросите их о помощи: обозначить опасную зону, встретить аварийные службы, отключить аккумулятор поврежденного автомобиля, найти среди прохожих медиков, свидетелей ДТП и т.д.

«Причины детского дорожно-транспортного травматизма»

  • Переход дороги в неположенном месте, перед близко идущим транспортом.
  • Игры на проезжей части и возле нее.
  • Катание на велосипеде, роликах, других самокатных средствах по проезжей части дороги.
  • Невнимание к сигналам светофора.
  • Переход проезжей части на красный или желтый сигналы светофора.
  • Выход на проезжую часть из-за стоящих машин, сооружений, зеленых насаждений и других препятствий.
  • Неправильный выбор места перехода дороги при высадке из маршрутного транспорта. Обход транспорта спереди или сзади.
  • Незнание правил перехода перекрестка.
  • Хождение по проезжей части при наличии тротуара.
  • Бегство от опасности в потоке движущегося транспорта.
  • Движение по загородной дороге по направлению движения транспорта.

Обучение детей наблюдательности на улице

  • Находясь на улице с ребенком, крепко держите его за руку.
  • Учите ребенка наблюдательности.
  • Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, кусты, остановитесь, научите ребенка осматриваться по сторонам и определять: нет ли опасности приближающегося транспорта.
  •  Если у подъезда дома есть движение транспорта, обратите на это его внимание.
  • Вместе с ним посмотрите: не приближается ли транспорт.
  • При движении по тротуару придерживайтесь стороны подальше от проезжей части.
  • Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.
  • Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом автомобилей из арок дворов и поворотами транспорта на перекрестках.
  • При переходе проезжей части дороги остановитесь и осмотритесь по сторонам.
  • Показывайте ребенку следующие действия по осмотру дороги: поворот головы налево, направо, еще раз налево.
  • Дойдя до разделительной линии, делайте вместе с ним поворот головы направо.
  • Если нет движения транспорта, продолжайте переход, не останавливаясь, а если есть – остановитесь на линии и пропустите транспорт, держа ребенка за руку.
  • Учите ребенка всматриваться вдаль, пропускать приближающийся транспорт.
  • Обращайте внимание ребенка на то, что за большими машинами (автобус, троллейбус) может быть опасность – движущийся на большой скорости легковой автомобиль или мотоцикл. Поэтому лучше подождать, когда большая машина проедет, и убедиться в отсутствии скрытой опасности.
  • Не выходите с ребенком на проезжую часть из-за каких-либо препятствий: стоящих автомобилей, кустов, закрывающих обзор проезжей части.
  • Переходите проезжую часть не наискосок, а прямо, строго перпендикулярно. Ребенок должен понимать, что это делается для лучшего наблюдения за движением транспорта.
  • Переходите проезжую часть только на зеленый сигнал светофора. Объясняйте ребенку, что переходить дорогу на зеленый мигающий сигнал нельзя. Он горит всего три секунды, можно попасть в ДТП.

Правила перевозки детей в автомобиле 

  • Всегда пристегивайтесь ремнями безопасности и объясняйте ребенку, зачем это нужно делать. Если это правило автоматически выполняется вами, то оно будет способствовать формированию у ребенка привычки пристегиваться ремнем безопасности. Ремень безопасности для ребенка должен иметь адаптер по его росту (чтобы ремень не был на уровне шеи).
  • Дети до 12 лет должны сидеть в специальном детском удерживающем устройстве (кресле) или занимать самые безопасные места в автомобиле: середину и правую часть заднего сиденья.
  • Учите ребенка правильному выходу из автомобиля через правую дверь, которая находится со стороны тротуара.

Правила поведения на остановке маршрутного транспорта

  • Не ускоряйте шаг и не бегите вместе с ребенком на остановку нужного маршрутного транспорта. Приучите ребенка, что это опасно, лучше подождать следующий автобус (троллейбус) и т. д.
  • На остановках маршрутного транспорта держите ребенка крепко за руку. Нередки случаи, когда ребенок вырывается и выбегает на проезжую часть.
  • Переходите проезжую часть только на пешеходных переходах.
  • Не обходите маршрутный транспорт спереди или сзади, если поблизости нет пешеходного перехода.
  • Дождитесь, когда транспорт отъедет подальше, и переходите дорогу в том месте, где она хорошо просматривается в обе стороны.
  • При высадке из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми  в   противном случае ребенок может    упасть или выбежать на проезжую часть дороги.

Памятка для родителей

  1. Ваш ребенок должен играть только во дворе под вашим  наблюдением и знать: на дорогу выходить нельзя! 
  2. Не запугивайте ребенка, а наблюдайте вместе с ними, используя ситуации на дороге, улице, во  дворе, объясняйте, что происходит с транспортом, пешеходами.
  3. Развивайте у ребенка зрительную память, внимание. Для этого создавайте игровые ситуации дома. Закрепляйте в рисунках впечатления от увиденного.
  4. В дошкольном возрасте ребенок должен знать, что:

- дорогу переходить можно  только со взрослыми, держась за руку.
- Вырываться нельзя, переходить дорогу надо по переходу спокойным шагом, на дорогу ходить нельзя;
-  пешеходы - люди, которые идут по улице;
- когда мы едем в автобусе, троллейбусе, трамвае, нас называют пассажирами;
- машины бывают разные - транспорт;
- машинами управляют шоферы (водители);
- для машин (транспорта) предназначено шоссе( дорога, мостовая);
- когда мы едем в транспорте, нельзя высовываться из окна, надо держаться за руку мамы и папы, поручень;
- чтобы был  порядок на дороге, чтобы не было аварий, чтобы пешеход не попал под машину, надо подчиняться сигналу светофора.

Работа с родителями  по профилактике детского травматизма

Круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках школы. Поэтому работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в учреждении образования. Предметы домашнего обихода, бытовые ситуации могут стать причиной несчастных случаев. В этой связи родители должны подумать о безопасности.  Поэтому необходим тесный контакт с родителями.

Цель работы с родителями –  важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить,   прежде всего в семье. Родители для детей  всегда являются авторитетом и примером для подражания.

С целью формирования у детей знаний, умений  навыков безопасного поведения на улице  в  ГУО проводятся следующие формы  взаимодействия и общения  с родителями:

  •          на родительских собраниях воспитатели рассказывают  родителям о проводимых в дошкольном учреждении дидактических занятиях по воспитанию и обучению безопасному поведению на улице;
  •          ознакомление проводятся через стендовый материал;
  •          через проведение бесед с подробным раскрытием причин и условий, приводящих к возникновению дорожно-транспортного происшествия с участием дошкольников в качестве пешеходов и пассажиров;
  •          показ выставок детских рисунков, поделок, макетов по тематике дорожной безопасности;
  •          выпуск памяток для родителей «Обучение детей наблюдательности на улице», «Причины дорожно-транспортного травматизма», «Правила поведения на остановке маршрутного транспорта», «Правила перевозки детей в автомобиле».

Основными причинами ДТП являются:

Со стороны несовершеннолетних:

- Переход дороги в не установленном для перехода места и перед близко идущим автотранспортом.

- Выход из - за транспортных средств, не убедившись в личной безопасности.

- Бесконтрольность со стороны родителей.

Со стороны водителей:

 - Не предоставление преимущества пешеходу, переходящему проезжую часть по пешеходному переходу.

 - Нарушение ПДД при перевозке пассажиров.

- Превышение скорости.

Недопустимо несовершеннолетним школьникам садиться за руль мопеда, мотоцикла, а тем более автомобиля.

Соблюдайте правила дорожного движения! Берегите своих детей!

свернуть

КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЕНКА ОТ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ!!!

Расскажите детям о их праве на личную неприкосновенность, на защиту себя от физических посягательств любыми средствами. ВАЖНО научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим. Дети имеют право и должны сказать «НЕТ» любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.

развернуть
  • Дети должны находиться на улице в кругу друзей, но только с теми, кого Вы знаете и не позже 23.00. Если они вместе громко закричат или кто-то позовет родителей, других взрослых, преступника это остановит.
  • Родители ВСЕГДА должны знать куда, к кому идет ребенок, как его можно найти. Убедите детей, что призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощь в случае чьих-либо домогательств.
  • Если относительно какого-то незнакомца у подростка возникли подозрения, пусть сразу же сменит маршрут, выйдет на другой станции метро (автобуса, троллейбуса), продолжит маршрут на следующем поезде (автобусе, троллейбусе). По телефону пусть сделает вид, что на улице его встретит папа или взрослый друг. Надо сказать об этом громко в трубку телефона.
  • Мобильный телефон сегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона.
  • Особое внимание подросток должен обращать на автомобили, которые проезжают мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля.
  • В детях необходимо воспитывать строгие правила поведения и требования к себе. В противном случае их нестрогое соблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Обращайте внимание на увлечение детей сексуальной литературой, видеофильмами с эротическими сценами.
  • НАДО ПОМНИТЬ, что преступники могут применить не только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное. Соблазнитель зовет вместе погулять, либо напрашивается в провожатые.
  • ЗНАЙТЕ, что дети охотнее идут на контакт (особенно
    с 6 до 12 лет),
    что прибавляет насильнику уверенности, он стремится расположить к себе ребенка, одновременно обещает в обоюдных половых действиях безобидную и приятную забаву.
  • НЕРЕДКО преступником оказывается человек, который находится с детьми и подростками в каких-либо повседневных служебных контактах (руководит кружками, секциями, занимается репетиторством).
  • Жертвами половых преступлений чаще оказываются дети и подростки, запущенные с точки зрения полового воспитания. По этой причине некоторые дети утрачивают чувство стыдливости, другие воспитываются в такой покорности взрослым, что в случае половых домогательств не смеют им противостоять. Пусть дети не позволяют, чтобы незнакомцы, знакомые или даже дальние родственники трогали их, целовали, обнимали.
  • Постарайтесь, чтобы дети рассказывали вам обо всем, что происходит с ними. Объясните, что насильники или вежливо уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это втайне.

 ГУОПП МОБ МВД Республики Беларусь 

свернуть

Профилактика нарушений зрения у школьников

Напряжённая длительная работа глаз на близком расстоянии, рассматривание мелких предметов при плохом освещении и других неблагоприятных условиях, а также слабость мышечного аппарата глаза могут привести к близорукости.

Для сохранения здоровья ребенка и профилактики расстройства зрения имеет решающее значение правильно построенный режим дня с соблюдением гигиены зрения.

развернуть

Игры и учебные занятия школьника должны чередоваться с пребыванием на открытом воздухе, творческой деятельностью, самообслуживанием, физическими упражнениями, своевременным приёмом пищи и сном.

Школьникам, занимающимся в 1 смену, домашние задания лучше делать после обеда и 1,5 часа прогулки, занимающимся во 2 смену - в утренние часы, чтобы до ухода в школу не менее 1,5 ч. быть на свежем воздухе.

Учащимся с наличием близорукости при выполнении домашних заданий необходимо чередовать зрительную нагрузку с отдыхом для глаз, т.е. через каждые 30 мин. работы сделать несколько гимнастических упражнений и физкультминутку для глаз.

Физкультминутка для глаз.

Упражнения выполняйте в домашних условиях и в школе через каждые 20-25 минут зрительной работы.

Исходное положение каждого упражнения - стоя или сидя.

Упражнение 1. Сделайте 15 колебательных движений глазами по горизонтали справа -налево, затем слева - направо.

Упражнение 2. Сделайте 15 колебательных движений глазами по вертикали - вверх - вниз и вниз -вверх.

Упражнение 3. Тоже 15, но круговых вращательных движений глазами слева - направо.

Упражнение 4. То же самое, но справа - налево.

Упражнение 5. Сделайте по 15 круговых вращательных движений глазами вначале в правую, затем в левую стороны, как-бы вычерчивая глазами уложенную набок цифру 8.

Полезны для сохранения зрения и регулярные физические упражнения. Они улучшают деятельность сердца, легких, развивают мышцы, улучшают обмен веществ. Выбор упражнений зависит от возраста и состояния зрения. Полезны игры в теннис, бадминтон, плавание. При высокой осложненной близорукости не следует выполнять упражнения, связанные с чрезмерными наклонами головы, не рекомендуются резкие движения, подъем тяжестей, противопоказаны виды спорта, связанные с большими физическими нагрузками, быстрым перемещением тела и возможностью его сотрясения.

Телевизионные передачи при длительном просмотре оказывают неблагоприятное влияние на отдельные зрительные функции. При просмотре телевизионных передач надо сидеть на расстоянии 2,5-Зм от экрана и не сбоку, а прямо перед экраном в неярко освещенной комнате, следить, чтобы свет не попадал в глаза и не отражался на экране. Звук должен быть не очень шумным, изображение четким и несколько ниже уровня глаз. Время просмотра телепередач для дошкольников не более 20-30 мин 2 раза в неделю, школьникам младшего возраста - 1 час, среднего - 1,5, старшеклассникам - 2 часа не более 2-х раз в неделю.

В нашу жизнь сейчас широко входит компьютер. Обычно человек моргает двадцать раз в минуту, увлажняя при этом роговицу. Когда мы неподвижно смотрим на экран компьютера, то моргаем в три раза реже. В результате глаз становится сухим, появляется ощущение жжения и краснота. Чтобы не было глазной усталости, в зоне работы компьютера должно быть едва светло и свет не должен создавать бликов. Монитор необходимо расположить ниже уровня глаз, чтобы предотвратить постоянное напряжение мышц глазного яблока. Оптимальная дистанция между глазами и монитором 70 см. (вытянутая рука). Каждые полчаса отвлекайтесь от экрана и смотрите вдаль, или ненадолго закрывайте глаза. Непрерывная длительность занятий на компьютере не должна превышать для учащихся 1-го кл.(6 лет) - 10 мин., для учащихся 2- 5-х кл. - 15 мин., для учащихся 6 - 7-х кл. - 20 мин., для учащихся 8 - 9-х кл. - 25 мин., для учащихся 10 - 11-х кл. - 30 мин.

Большое значение имеет сон. «Сон дороже лекаря» - гласит поговорка. Во время сна весь организм, в том числе и глаза, отдыхает. Нервные клетки во время сна пополняют запас питательных веществ, накапливают энергию. Для детей до 1-4 классов сон должен быть не менее 10 часов, для старших классов - 8-9 часов.

Важную роль в сохранении зрения детей играет полноценное и регулярное питание. Для нормальной деятельности всех тканей и органов необходимо достаточное содержание в пище белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ. Чаще всего недостаток витаминов А, В1, В2, С ведет к заболеванию глаз.

Особенно необходим для зрения витамин А, который содержится в сливочном масле, молоке, говяжьей печени, моркови, шиповнике, абрикосах, чернике, щавеле, петрушке, томатах, луке, грецких орехах, апельсинах, мандаринах.

Не менее важен и другой витамин В2 (рибофлавин). Длительное отсутствие его в пище и плохая усвояемость организмом может вызвать светобоязнь и понижение зрения. Содержится этот витамин в пивных дрожжах, рыбе, печени, молоке, яйцах, шпинате.

Витамина С много в чернике, лимоне, смородине, шиповнике, квашеной капусте.

В комплекс мероприятий по охране зрения детей входит и соблюдение гигиены. Плохая освещенность дома и в школе является одним из важных, если не основных факторов, способствующих развитию близорукости. При слабой освещенности утомление наблюдается особенно у лиц с дефектами органа зрения, т.к. им приходится и без того напрягать его.

Письменный стол лучше поставить вблизи от окна так, чтобы свет падал слева. Лучшим видом освещения является дневное. Солнечный свет регулирует физиологические процессы, повышает обмен веществ, способствует правильному развитию организма ребенка. Рабочее место должно освещаться рассеянным светом, т.к. прямые солнечные лучи создают блики и ослепляют ребенка.

Искусственное освещение создается лампой не менее 60 ватт с абажуром, которая должна стоять слева. Читать рекомендуется сидя за столом. Расстояние от глаз до книги должно быть 30-35 см, книга располагается под углом 35° - 45°, это создается с помощью подставки. Сидение должно быть удобным, со спинкой и соответствовать росту ребенка. Немаловажный фактор в предупреждении близорукости имеет и правильная посадка при чтении и письме. Сидеть надо прямо, слегка наклонив голову вперед, опираться спиной на спинку стула. Когда же ребенок сильно наклоняется над книгой или тетрадью, тяжесть головы вызывает напряжение шейных и спинных мышц, что, в свою очередь, ведет к еще большему опусканию головы, сгибанию позвоночника, излишним мышечным усилиям и быстрому общему утомлению. Для устранения привычки приближать глаза к тексту с первых дней учебы необходимо иметь надлежащую мебель, длительно и терпеливо воспитывать у детей правильную посадку при чтении и письме.

Не рекомендуется читать лежа. При таком чтении кровь приливает к голове и глазам. Это может способствовать растяжению стенок глаза или удлинению переднезадней оси. Кроме того, при чтении лежа трудно соблюдать необходимое расстояние и удерживать книгу в правильном положении. Все это приводит к напряжению зрения и развитию близорукости. Такие же явления наблюдаются и при чтении во время еды. Более того, очаги возбуждения в коре головного мозга, вызванные чтением, могут быть сильнее, чем от еды, и процесс пищеварения значительно ослабляется, усвоение пищи из-за недостатка пищеварительных соков уменьшается. Все это отрицательно действует на здоровье человека и на глаза. Чтение в транспорте ведет к частой и быстрой смене расстояния между книгой и глазами, хрусталику и мышцам при этом необходимо усиленно работать, чтобы было ясное зрение, в результате приспособительный аппарат ослабляется, может развиться близорукость.

Шрифт книг должен быть четким, с определенными просветами между буквами и строками. Поэтому нежелательно, чтобы дети учились читать по случайным книгам или газетам. Если ребенок подносит книгу к глазам ближе обычного, сильно склоняет голову во время письма, щурится при рассматривании предметов - это первые признаки близорукости, заметив их у своего ребенка, немедленно обращайтесь к врачу- окулисту. Каждый близорукий школьник должен находиться под систематическим наблюдением врача.

Все эти советы просты и легко выполнимы, надо только обязательно их выполнять. Это поможет избавить наших детей от многих проблем и огорчений, связанных с ухудшением зрения.

свернуть

Важность горячего питания

Питание в школьном возрасте существенно влияет на формирование здоровья детей и является важнейшим фактором, определяющим здоровье нации. Любой родитель, воспитывающий ребенка-школьника, несет полную ответственность за его здоровье, а потому должен всерьез озаботиться вопросом, чем питается его ребёнок, будучи в школе, и питается ли вообще. Здоровое питание школьников – проблема серьезная, ведь именно в школьный период в детском организме происходит наибольшее количество изменений.

развернуть

В соответствии с нормами СанПиН в средней школе №35 г. Витебска организовано регулярное здоровое питание школьников.

Горячее питание в школьной столовой призвано решать задачу соблюдения режима питания. С тем, чтобы у школьника не было бы перерывов между приёмами пищи более 4 часов, что очень вредно для пищеварительной системы ребёнка. Поэтому призываем родителей, имеющих льготы, своевременно оформить документы на бесплатное 2-х разовое питание для своих детей. Остальным детям школьная столовая предлагает горячее питание за наличный расчёт.

Горячее питание в системе питания человека имеет крайне важное значение. Многолетний опыт наблюдений врачей и педагогов показал, что учащиеся, не потребляющие во время учебного дня горячую пищу, быстрее утомляются, чаще жалуются на головные боли, на усталость, на боли в желудке, плохой привкус во рту, плохое настроение и пониженную работоспособность. К тому же, согласно статистике, болезни желудка среди детей школьного возраста занимают второе место после заболеваний опорно–двигательного аппарата.
Словом, всё больше фактов говорит в пользу обязательного горячего питания для всех школьников во время их пребывания в школе. Еще не так давно статистика показывала, что школьники, особенно старшеклассники предпочитают не качественную еду, а чипсы, бутерброды, кока-колу, всевозможные рекламируемые сухарики. К счастью тенденция стала меняться и все больше старшеклассников склоняются к тому, что при большой нагрузке в школе необходимо горячее питание.

Освоение школьных программ требует от детей высокой умственной активности. Маленький человек, приобщающийся к знаниям, не только выполняет тяжелый труд, но одновременно и растет, развивается, и для всего этого он должен получать полноценное питание.
Современный школьник должен есть не менее четырех раз в день, причем на завтрак, обед и ужин непременно должно быть горячее блюдо. Для растущего организма обязательны молоко, творог, сыр, кисломолочные продукты - источники кальция и белка. Дефицит кальция и фосфора также помогут восполнить рыбные блюда. В качестве гарнира лучше использовать не картошку или макароны, а тушеные или вареные овощи (капусту, свеклу, лук, морковь, бобовые, чеснок и капусту). За день школьники должны выпивать не менее двух литров жидкости, но не газированной воды, а фруктовых или овощных соков.

Питание школьника должно быть сбалансированным. В меню школьника обязательно должны входить продукты, содержащие не только белки, жиры и углеводы, но и незаменимые аминокислоты, витамины, некоторые жирные кислоты, минералы и микроэлементы. Эти компоненты самостоятельно не синтезируются в организме, но необходимы для полноценного развития детского организма. Соотношение между белками, жирами и углеводами должно быть 1:1:4.
Калорийность рациона школьника должна быть следующей:

7-10 лет – 2400 ккал
14-17 лет – 2600-3000 ккал
если ребенок занимается спортом, он должен получать на 300-500 ккал больше.

свернуть