Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию администрации Первомайского района г.Витебска
Государственное учреждение образования «Средняя школа №35 г.Витебска
имени А.П.Овечкина»
1. Поощряйте творческие увлечения ребенка, будь то рисование или занятия музыкой.
2. Приобщайте ребенка к занятиям спортом, ведь у детей, увлеченных спортом, компьютерная зависимость проявляется реже.
3. Не забывайте, для ребенка важен личный пример родителей. Нельзя, чтобы слова расходились с делом. И если отец разрешает сыну играть не более часа в день, то и сам не должен играть по три‒четыре часа.
4. Если ваша работа связана с компьютером и вы вынуждены проводить за ним много времени, в беседах с ребенком акцентируйте его внимание на том, что компьютер вам необходим для работы.
5. Компьютер может стать вашим помощником в организации совместной творческой деятельности с ребенком.
6. Соблюдайте режим работы за компьютером.
7. Предложите ребенку другие способы времяпрепровождения. Можно составить список дел, которыми стоит заняться на досуге. Важно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, прогулки, настольные и подвижные игры и т. д.).
8. Используйте компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры и т. д.).
9. Обратите внимание на компьютерные игры, в которые играют дети, т. к. некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов.
10. Если родители самостоятельно не могут справиться с проблемой, не стоит откладывать или бояться визита к специалисту, важно вовремя обратиться к психологам в специализированные центры.
Уважаемые родители!!! 👨👩👧👦 В прошлом году в нашей области утонули 6 детей. В этом году уже имеется случай спасения подростка в Лепельском районе.
Совсем скоро начнется 🏊купальный сезон🏊♀️. Чтобы избежать трагедий, проведите беседы со своими детьми, и сами соблюдайте правила безопасности на водоёмах:
1. ❌Не отпускайте❌ детей одних на водоёмы.
2. 👀 Не выпускайте👀 из👁 вида👁 ребёнка во время купания, держитесь от него на расстоянии вытянутой руки.
3. 📛Пресекайте📛 шалости детей на водоёмах.
4. ❗Не используйте❗ надувные матрасы на большой глубине.
Научите ребёнка плаванию и будьте для него примером.
Как объяснить подростку
о вреде курения?
Известно, что табак был завезен в Европу из Америки мореплавателем Христофором Колумбом в начале XVI столетия. А первую плантацию, по иронии судьбы, вырастил врач Франциско Гернандес. Тогда, в XVI веке, считали, что табак обладает лечебными свойствами. Вначале табак нюхали, а потом начали курить. Считалось, что он помогает при головной боли, успокаивает нервную систему. Вследствие неумеренного употребления табака возникали случаи отравления и люди поняли, какое к ним пришло зло.
Уже в конце XVI века табакокурение стало жестоко преследоваться. В допетровской России за курение избивали, сажали в тюрьмы, а при повторном нарушении запрета курильщикам грозила смертная казнь. Однако, несмотря на преследование курильщиков, табакокурение быстро распространялось по Европе. Сам Пётр I, пристрастившийся к курению в Голландии, заставлял курить приближённых и сурово наказывал непокорных.
Вы спросите, есть ли какая польза от табака? Да…есть. Из табака получают ядовитое вещество, которое защищает растения от вредных насекомых-тлей. Пересыпают табаком шерстяные вещи от моли. Вот и вся польза. Мы с вами ежедневно видим большое количество курящих людей. Спросите любого из них: «Почему вы начали курить?». И почти каждый из них ответит: «Начал по глупости, хотелось скорее стать взрослым, сейчас рад бы бросить, но трудно». Представляют ли себе люди, что такое курение? На первый взгляд – безобидное занятие, а в действительности – настоящее зло для молодого растущего организма.
Табак – это однолетнее растение семейства паслёновых, высушенные листья которого после специальной обработки измельчают и используют для курения. Главная особенность табака, которая отличает его от других растений семейства паслёновых – содержание никотина. В чистом виде никотин представляет собой бесцветную маслянистую жидкость со щелочной реакцией. Он легко усваивается организмом через слизистые оболочки рта, носа, бронхов и желудка. Никотин является сильным растительным ядом. Опытом доказано, что выкуривание в день 20-25 сигарет может быть смертельно. Почему же человек сразу не умирает от такой дозы?
Во-первых, часть никотина обезвреживается другим ядом-формальдегидом, также содержащимся в табачном дыме.
Во-вторых, эта доза поступает не сразу, а постепенно, в течение дня.
В-третьих, никотин не накапливается, а выводится лёгкими, почками, со слюной, потом.
Эксперименты показали, что незначительное количество никотина оказалось смертельным для всех видов подопытных животных. В состав табачного дыма входит большое количество вредных для организма компонентов и наиболее опасными из них являются:
Окись углерода – это тот же ядовитый газ, что вырывается из выхлопной трубы автомобиля. Кровь человека насыщена кислородом, в крови курильщика часть кислорода вытесняется ядовитой окисью углерода. Это ухудшает состав крови и приводит к закупорке сосудов, по которым циркулирует кровь, развиваются инсульты и инфаркты.
Табачный дёготь образуется при сгорании табака и оседает в лёгких. Смолистые вещества табачного дёгтя способствуют развитию злокачественных опухолей.
В последнее время установлены новые опасные свойства табачного дыма. В нём найдено значительное количество радиоактивного элемента полония, а также радиоактивные изотопы свинца, висмута, калия. Человек, ежедневно выкуривающий пачку сигарет, получает большую дозу облучения. Вдыхаемый курильщиками табачный дым прежде всего попадает в верхние дыхательные пути, а затем в трахею и лёгкие. Послушайте, как говорят курильщики! Голос у них грубый, с хрипотцой.
А знаете, какие лёгкие у курильщиков? Они имеют закопченный вид, а потом становятся и вовсе чёрными от копоти. Легочная ткань теряет эластичность, способность растягиваться. При усиленной физической нагрузке (беге, быстрой ходьбе) появляются одышка, быстрая утомляемость.
А как влияет никотин на сердце? Учащается пульс в 3-4 раза, сердечная мышца постепенно слабеет. Органы пищеварения тоже страдают от влияния табака. Разговаривая с постоянно курящим подростком, сразу ощущаешь неприятный запах изо рта. У них быстро портится эмаль зубов, на них образуется коричневый налёт, зубы желтеют и постепенно разрушаются.
Больше всего при курении страдает головной мозг – повышается утомляемость, ухудшается память. Курящие подростки хуже учатся. Под влиянием никотина ухудшается и острота зрения, особенно в сумерках. В дальнейшем это скажется на выборе профессии: нельзя с плохим зрением нельзя быть лётчиком, конструктором и т.д.
Курение влияет и на внешний вид человека, особенно если он рано пристрастился к табаку. Как правило, курящий с детства подросток небольшого роста, щуплый. У него жёлто-серая кожа, он часто болеет. А девочка нередко выглядит и того хуже: у неё землистый цвет лица, ранние морщины, грубый голос.
ПРИЧИНЫ КУРЕНИЯ:
Некоторые молодые люди начинают курить, потому что думают, что они с сигаретой выглядят солиднее. Однако по доброй воле начинают делать то, что в лучшем случае приведёт к ухудшению здоровья. На самом деле, взрослые люди как раз отказываются от курения. По статистике, каждую неделю тысячи взрослых, осознав всю опасность, бросают курить. И уж взрослые-то как раз прекрасно понимают, что курение никому не прибавляет ВЗРОСЛОСТИ и УМА.
Другие курят потому, что это «круто» и «классно». Но вы же хорошо понимаете, что запах изо рта это «не классно». И так ли уж «круто» заботиться только о внешнем впечатлении, совершенно забывая о том, что внутри? А лёгкие курильщика выглядят совсем «не классно».
Курят ещё и потому, что считают, что сигарета успокаивает. Но курение не решает никаких проблем. Оно лишь на время отодвигает их. Как только сигарета докурена, ты снова начинаешь нервничать. Любой чело век время от времени нервничает и переживает, но есть много других способов выйти из этого состояния.
Некоторые люди считают, что курение снимает лишний вес. Однако это заблуждение: курение подавляет аппетит, но стройнее стать не помогает.
Курят из «любопытства». Желание подростков испытать новые ощущении: «Было «прикольно» после затяжки пустить табачный дым».
Начинают курить «за компанию». Когда подросток попадает в группу, где много курящих, он боится показаться «маленьким», «белой вороной», ему кажется, что он потеряет авторитет в своей компании и у младших. Вот здесь, как раз наоборот, показывается характер подростка. Человек решительной воли никогда не пойдёт на «поводу у тех, кто делает плохие поступки, он останется самим собой и именно за эту решительность его и будут все уважать.
ПОМНИТЕ! Курить вредно всем: здоровым, больным, детям! Страдают от табака и некурящие люди, невольно вдыхая табачный дым. Никакой необходимости в курении нет! Это просто вредная привычка, которая отрицательно действует на курильщика и окружающих! Помните все, кто курит и начинает курить! Берясь за сигарету, вы сами укорачиваете себе жизнь! Коварство первой сигареты состоит в том, что никотин относится к сильным наркотическим ядам. Человек быстро привыкает к нему и становится рабом своей нелепой привычки. Надо помнить, что быть слабым и подверженным вредным привычкам легче, чем сильным и уверенным в себе. А для этого надо самому делать свою жизнь интересной: с каждым днём с радостью овладевать всё новыми знаниями в своей профессии, читать художественные книги, ходить в театры, заниматься спортом, т.е. совершенствоваться с каждым днём. А когда интересно жить, хочется быть здоровым. А здоровье и сигарета – несовместимы!
Сексуальное насилие - это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовольствия или выгоды.
Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.
Родители должны обращать внимание на следующие особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о сексуальном насилии по отношению к нему:
Избежать насилия можно, но для этого необходимо помочь ребенку усвоить «Правило пяти «нельзя»:
Постройте с ребенком теплые, доверительные отношения! Часто в беду попадают именно те дети, которым дома не хватает любви, ласки и понимания.
Если случилась беда, обратитесь за профессиональной консультацией специалиста (психологической, правовой, медицинской). Во всех областях республики и в г. Минске создана и функционирует служба «Экстренной психологической помощи» по «Телефонам доверия». Помощь оказывается высококвалифицированными специалистами в области психологии и психотерапии бесплатно и анонимно.
Номера телефонов
службы экстренной психологической помощи в Республике Беларусь:
Брестская область: г. Брест 80162 255727 (круглосуточно);
Витебская область: г. Витебск 80212 616060 (круглосуточно);
Гомельская область: г. Гомель 80232 315161 (круглосуточно);
Гродненская область: 80152 39-83-31 (круглосуточно), 80152 39-83-28 (круглосуточно);
Детский травматизм является одной из серьёзных социальных проблем, которая не только угрожает жизни и здоровью детей, но влечёт и проблемы для родителей.
Поэтому предупреждение детского травматизма- это одна из основных задач родителей.
Одной из самых распространенных и серьёзных травм, которую ребенок может получить в домашних условиях, является ожог. Ожоги могут быть различные, например, от горячей плиты, посуды, пищи, кипятка, пара, утюга, открытого огня, кипятком. Исходя из характера случаев получения ожогов ребенком в быту, следует отметить, что в каждом из них травмирования можно было бы избежать при надлежащем контроле взрослых.
Какие меры нужно предпринять, чтобы избежать ожогов у детей:
- оградить детей от горячей плиты, пищи и утюга;
- откручивать ручки конфорок, чтобы дети не могли до них достать;
- держать детей подальше от открытого огня, пламени свечи, костров;
- не ставить на край стола (плиты) чашки с горячим чаем, тарелки с супом, кастрюли и сковородки, потому что ребенок может опрокинуть это на себя;
- если вы сидите за столом и держите на руках ребенка, будьте вдвойне осторожны, малыш может потянуть на себя скатерть или схватить то, что находится в зоне его доступа;
- прятать от детей легковоспламеняющиеся жидкости, такие, как бензин, керосин, а также спички, свечи, зажигалки, бенгальские огни, петарды.
Также достаточно часто регистрируются отравления. Зачастую причинами которого становятся небрежно оставленные или хранящиеся в доступных местах лекарственные препараты и бытовая химия. Наиболее подвержены отравлению дети младшего возраста.
Инспектор сектора пропаганды
и взаимодействия с общественностью
Витебского городского отдела по ЧС
Стрижень М.В.
Ежедневно ребенок совершает множество маленьких открытий, а полученный опыт складывает в мозаику знаний об окружающем мире. Изучая предметы на вкус, прочность, запах, малыш не имеет понятия, что может быть опасным для него. В этом случае роль родителей является ключевой. Именно мама и папа обязаны оградить ребенка от объектов, которые могут ему навредить. Оставленные в легкодоступном месте легковоспламеняющиеся и ядовитые вещества, острые предметы, лекарства, спички могут стать причиной серьезных травм малыша. Поэтому, чтобы Ваш ребенок остался в целости и сохранности, постарайтесь не оставлять его одного без присмотра.
Множество форм, цветов, материалов игрушек, их сложность и предназначение поражают своим разнообразием и, конечно, помогают детям познавать мир, способствуют развитию мышления, памяти, внимания и воображения. Однако когда в коробке с игрушками будет известен каждый предмет, проигран не один сценарий, детская любознательность может подвигнуть ребенка на эксперименты. Стоит родителям отвернуться, как малыш потянет ручки к ранее неизученным предметам. Одними из самых опасных предметов в доме являются спички. На календаре только третий месяц 2022 года, а в сводках спасателей уже появился трагический случай: в г. Минск от травм, полученных на пожаре, погибла 6-летняя девочка.
Чтобы избежать трагедии, найдите время и слова, чтобы объяснить своему чаду, чем опасен огонь, периодически напоминайте ему об этом. Одних убеждений недостаточно, закрепляйте их личным примером: бессмысленно объяснить ребенку правила пожарной безопасности, когда мама бросает в мусорное ведро горящую спичку, а папа балуется с зажигалкой. У маленьких детей недостаточно знаний и жизненного опыта, поэтому они стараются подражать окружающим их взрослым, в первую очередь – своим родителям. Поэтому в ваших силах заложить основы безопасного поведения у ребенка. Уважаемые родители, помните:
- храните спички, зажигалки в недоступных для детей местах
- не разрешайте детям самостоятельно пользоваться газовыми и электрическими приборами, топить печи
- объясните ребенку, что в случае возникновения пожара необходимо выбегать на улицу и ни в коем случае не прятаться
- выучите с ребенком ваш домашний адрес и номер телефона, чтобы при необходимости он мог сам обратиться за помощью в службу спасения
- возле телефона на листе бумаги напишите номера экстренных служб, и объясните ребенку при каких обстоятельствах ими можно воспользоваться (101 – дежурная служба МЧС, 102 – милиция, 103 – скорая медицинская помощь)
- и самое главное, ни при каких обстоятельствах не оставляйте детей без присмотра.
Безопасность ребенка является основным звеном в комплексе его воспитания. Перед всеми родителями рано или поздно встает вопрос, с какого возраста можно оставлять ребенка дома одного. Здесь однозначно можно сказать, что дети дошкольного и должны находиться под присмотром взрослых.
Дети, особенно в возрасте до 7 лет, проявляют непосредственный интерес к окружающим их предметам, в частности к электроприборам, видеотехнике и т.д. Они не осознают к чему можно прикасаться, а к чему – опасно для жизни, с чем можно играть, а с чем нет. Чаще всего дети получают травмы в силу своей любознательности, подвижности, чрезмерной самоуверенности, недостатка жизненного опыта, эмоциональной неуравновешенности.
Ребенок пошел в школу. Его начинают приучать к самостоятельности. Ведь не у всех есть бабушки-дедушки, старшие братья-сестры. И тогда, родители вынуждены оставлять ребенка дома одного на какое-то время. А это вовсе не означает, что ему ничто не угрожает. Уберите колющие, режущие предметы, которыми может пораниться ребенок, спички и зажигалки, лекарства и средства бытовой химии храните в недоступных для детей местах.
Дети начинают разбираться в цифрах гораздо раньше, чем в буквах, поэтому расскажите ребенку, куда ему обращаться в случае опасности. Напишите на бумаге четыре основных телефона: пожарной службы, скорой помощи, милиции и службы газа. А чтобы ребенку было легче разобраться, нарисуйте возле каждого номера картинку (например – рядом с телефоном 101 - горящую спичку). Напишите и держите на видном месте номера телефонов соседей, друзей, свои рабочие телефоны, чтобы в случае опасности ребенок мог с ними связаться.
Уходя из дома даже на непродолжительное время, закройте окна, балкон, выключите воду, газ, электронагревательные приборы. Если предполагаете, что вернетесь затемно, включите свет во всех комнатах, где может играть ребенок. Закрывая дверь, напомните ребенку, чтобы он никому из посторонних дверь не открывал. Ребенок лучше усвоит правила, если сымитировать возможные опасные ситуации в виде игры и привлечь к ней членов семьи и его друзей.
За каждой из цифр статистики пожаров - трагедия и оборванная детская жизнь.
Причина пожара - детская шалость с огнем, термин, который используют спасатели. Но виновниками трагедий все же являются взрослые, которые, оставляя в доступных местах спички и другие зажигательные средства, провоцируют ребенка на опасные игры с огнем. Итог же таких «забав» всегда предсказуем и трагичен. Бесспорно, чаще всего это происходят в семьях, которые воспитывают несовершеннолетних детей и находятся в социально опасном положении, семьях, в которых родители злоупотребляют спиртными напитками.
При проверке частного сектора в Держинском районе Минской области (октябрь 2011 года) дверь инспектору государственного пожарного надзора открыл восьмилетний ребенок. Как выяснилось, мать каждый день в 5 часов утра уходит на работу и возвращается за полночь, очень часто «навеселе», а ребенок находится дома с кошкой. Работающий сутками электрообогреватель, старый телевизор, кое-как отремонтированная электроплитка, на которой мальчик готовит маме еду, ветхая электропроводка и вдобавок «жучок» в счетчике – вот только небольшой перечень нарушений выявленных в этом доме. Но и этих составляющих достаточно для того, чтобы рано или поздно произошла беда. Можно долго спорить и утверждать, что какие бы плохие не были родители, детям лучше находиться дома. Но конкретные примеры гибели детей показывают, что только простой агитацией и уговорами здесь не обойтись – должны быть более серьезные меры
И именно изъятие малышей у таких родителей, размещение их в приютах дает шанс на жизнь детям. А их непутевым родителям время на то, чтобы одуматься.
Огонь не щадит никого. И даже в обычных, благополучных семьях, происходят трагедии. И каждый конкретный случай - это горе и боль. Боль, которую нельзя никогда и ничем излечить......
27 января в г. Горки Могилевской области на пожаре трагически оборвалась жизнь 7-летней девочки. Отец семейства в это утро встал раньше всех, чтобы подготовить машину к утренней поездке. Ведь завести машину зимой – дело достаточно хлопотное. Кто-то из «водителей-знатоков» подсказал, что топливо предварительно необходимо прогреть. Мужчина взял бутылку с бензином, поместил ее в кастрюлю с водой и поставил на плиту. Когда жидкость нагрелась, не выключая газовую горелку, мужчина, снял кастрюлю с плиты и открыл пробку. А дальше события развивались молниеносно – пары бензина и открытое пламя спровоцировали горение, к тому же бутылка, с горючей жидкостью упала на пол, и огонь стремительно распространился по всей кухне. Глава семьи бросился будить домочадцев. В панике он разбил окно, что еще больше усилило горение… Мужчина, его жена и сын покинули горящий дом, а вот семилетняя дочь даже не успела проснуться - ее без признаков жизни на кровати обнаружили спасатели.
Тяжело приводить такие примеры, больно от того, что уже ничего нельзя исправить. Просто пусть каждый сделает выводы для себя, чтобы подобное никогда не повторилось.
- храните спички, зажигалки в недоступных для детей местах
- не разрешайте детям самостоятельно пользоваться газовыми и электрическими приборами, топить печи
- объясните ребенку, что в случае возникновения пожара необходимо выбегать на улицу и ни в коем случае не прятаться
- не запугивая ребенка, расскажите правила безопасности и «проиграйте» различные ситуации
- выучите с ребенком ваш домашний адрес и номер телефона, чтобы при необходимости он мог сам обратиться за помощью в службу спасения
- возле телефона на листе бумаги напишите номера экстренных служб, и объясните ребенку при каких обстоятельствах ими можно воспользоваться
Лето – прекрасная пора для отдыха, а вода – чудесное средство оздоровления организма. Но купание приносит пользу лишь при разумном ее использовании. Умение хорошо плавать - одна из важнейших гарантий безопасного отдыха на воде, но помните, что даже хороший пловец должен соблюдать постоянную осторожность, дисциплину и строго придерживаться правил поведения на воде.
НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ!
- купаться можно только в разрешенных местах;
- нельзя нырять в незнакомых местах – на дне могут оказаться притопленные бревна, камни, коряги и др.;
- не следует купаться в заболоченных местах и там, где есть водоросли или тина;
- не отплывайте далеко от берега на надувных плавсредствах – они могут оказаться неисправными, а это очень опасно даже для умеющих хорошо плавать;
- нельзя цепляться за лодки, залезать на знаки навигационного оборудования – бакены, буйки и т.д.;
- нельзя подплывать к проходящим судам, заплывать за буйки, ограничивающие зону заплыва, и выплывать на фарватер;
- нельзя купаться в штормовую погоду или в местах сильного прибоя;
- если вы оказались в воде на сильном течении, не пытайтесь плыть навстречу течению. В этом случае нужно плыть по течению, но так, чтобы постепенно приближаться к берегу;
- если вы попали в водоворот, наберите побольше воздуха, нырните и постарайтесь резко свернуть в сторону от него;
- если у Вас свело судорогой мышцы, ложитесь на спину и плывите к берегу, постарайтесь при этом растереть сведенные мышцы. Не стесняйтесь позвать на помощь;
- нельзя подавать крики ложной тревоги.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ НА ВОДЕ
- когда купаешься, поблизости от тебя должны быть взрослые;
- нельзя играть в тех местах, откуда можно упасть в воду;
- не заходи на глубокое место, если не умеешь плавать или плаваешь плохо;
- не ныряй в незнакомых местах;
- не заплывай за буйки;
- нельзя выплывать на судовой ход и приближаться к судну;
- не устраивай в воде игр, связанных с захватами;
- нельзя плавать на надувных матрасах и камерах (если плохо плаваешь);
- не пытайся плавать на бревнах, досках, самодельных плотах;
- если ты решил покататься на лодке, выучи основные правила безопасного поведения в этом случае;
- необходимо уметь правильно управлять своими возможностями.
МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ ЛОДКАМИ
Катание на гребных и моторных лодках (катерах) только под руководством взрослых. К управлению моторными катерами и лодками допускаются лица, имеющие специальные права на самостоятельное управление плавсредствами.
При катании запрещается:
- перегружать катер, лодку сверх установленной нормы;
- пользоваться лодкой детям до 16 лет без сопровождения взрослых;
- брать в лодку детей, не достигших 7 лет;
- прыгать в воду и купаться с лодки;
- сидеть на бортах, переходит с места на место и пересаживаться на другие катера, лодки;
- кататься в вечернее и ночное время;
- подставлять борт лодки параллельно идущей волне;
- кататься около шлюзов, плотин, плотов;
- останавливаться около мостов и под мостами.
Важным условием безопасности на воде является строгое соблюдение правил катания на лодке:
ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ТОНУЩЕМУ ЧЕЛОВЕКУ
Бросьте тонущему человеку плавающий предмет, ободрите его, позовите помощь.
Добираясь до пострадавшего вплавь, учтите течение реки.
Если тонущий не контролирует свои действия, подплывите к нему сзади и захватив его за голову, под руку, за волосы, буксируйте к берегу.
На берегу необходимо оказать пострадавшему доврачебную помощь, ликвидировать кислородную недостаточность, применять меры
При попадании жидкости в дыхательные пути:
положите пострадавшего животом на согнутое колено;
проведите очистку от слизи, слюны носовой полости и носоглотки;
путем сдавливания грудной клетки удалите воду, попавшую в дыхательные пути;
после этого пострадавшего уложите на спину и при отсутствии дыхания или сердечной деятельности проведите искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.
ПОМНИТЕ !!!
Нарушение правил безопасного поведения на воде – это главная причина гибели людей, в том числе детей.
Цифры статистики детского травматизма не могут оставить равнодушным ни одного взрослого человека: от внешних причин ежегодно гибнут более 100 детей. Отравления, дорожно-транспортные происшествия, проглатывание инородных предметов, выпадение из окон, пожары – это далеко не полный перечень ситуаций, которые могут привести к трагедии. При этом дети дошкольного и младшего школьного возраста чаще всего попадают в различные ЧС.
Летом многие родители стараются отправить своих детей на каникулы к бабушкам и дедушкам. Несмотря на свой возраст, пожилые люди со всей присущей им мудростью, терпением и нежностью заботятся о внуках. Но, даже имея богатый опыт в воспитании детей, те не всегда могут уследить за активными и постоянно ищущими приключения детьми, оставляя их совсем ненадолго, чтобы заняться своими повседневными делами. А когда ребята остаются без контроля со стороны, это может повлечь за собой серьёзные последствия.
Возникает вопрос: как пожилому человеку сделать отдых внуков безопасным, чтобы потом не испытать на себе горе тех, по чьему недосмотру случились непоправимые трагедии? Ведь моральные и душевные раны в таких ситуациях заживают с трудом, а тяжесть потери не удается перенести многие годы.
В предупреждении всех трагедий большая роль отводится родителям, которые должны донести бабушкам и дедушкам «прописные истины». Для начала разберем основные причины, которые могут привести к травмам.
ШАЛОСТЬ С ОГНЕМ
Игрушки помогают детям познавать мир, развивать мышление, память и воображение. Однако однообразие быстро надоедает, да и к бабушке не привезешь весь шкаф развлечений разных цветов и форм. И тогда в ход идут любознательность и тяга к экспериментам. Стоит только бабушке отвернуться, как руки ребенка уже тянутся к ранее неизученным предметам. Одними из них и являются спички. Готовка на кухне, сигареты без присмотра, розжиг костра – отсутствие навыков обращения с огнем приводит, как правило, к печальным последствиям.
ОКНА
Падение из окна — пожалуй, одна из основных причин детского травматизма и смертности, которая встречается чаще всего в городах. Сценарий развития событий везде один: дети остаются без присмотра взрослых, при помощи предметов мебели оказываются на подоконнике, открывают окно и выпадают наружу. То же самое с москитными сетками, которые, к сожалению, являются мнимой преградой.
ЛЮКИ, ЯМЫ, КОЛОДЦЫ, ПОДВАЛЫ
Беспорядок на участке, незакрытые выходы на крыши, шаткие лестницы, открытые люки, подвалы и колодцы, не огражденные ямы, отсутствие ограждений представляют особую опасность для детей. Досконально изученные годами тропы и дороги в обход опасных мест, опознавательные знаки, оставленные для своей же безопасности, помогают в повседневной жизни избежать серьезных травм. А что же говорить о детях, которые оказывают в гостях у бабушек несколько, а то и лишь раз в год? Для ребёнка такое изучение окружающего пространства может закончиться летальным исходом.
ВОДА
Водные забавы – символ лета. И все же вода – это, прежде всего, опасность, а не развлечение, которое, к сожалению, притягивает детей особенно сильно во время каникул. Пенсионеры не всегда могут составить компанию своим внукам на водоем, поэтому часто дают «уже взрослым» ребятам «зеленый свет» на посещение ближайшего озера или речки. Кроме этого, не менее опасны и емкости с водой, которые часто можно встретить в летнее время на приусадебном участке.
Как же помочь пожилым людям подготовиться к приезду внуков и на что стоит обратить внимание при подготовке дома к совместному, а главное безопасному времяпрепровождению? Предлагаем распечатать данный чек-лист, который вы, взрослые, можете дать бабушкам и дедушкам, чтобы они смогли предупредить возможные чрезвычайные ситуации.
ЧЕК-ЛИСТ «ПОДГОТОВКА К ПРИЕЗДУ ВНУКОВ»
Родители, здесь работать нужно сообща, а не взваливать весь груз ответственности и риски при наблюдении за детьми на бабушек и дедушек:
Уважаемые родители!
Наступил летний период. И многие родители забывают о том, что открытое окно может быть опасно для ребёнка. Каждый год от падений с высоты получают тяжёлые травмы и гибнут дети.
ЗАПОМНИТЕ несколько простых правил, которые сохранят жизнь Вашему ребёнку!
☻ Большинство случаев падения происходит тогда, когда родители оставляют детей без присмотра. НЕ оставляйте маленьких детей одних.
☺ Отодвиньте от окон все виды мебели, чтобы ребёнок не мог залезть на подоконник.
☻ НИКОГДА не рассчитывайте на москитные сетки! Они не предназначены для защиты от падений! Напротив, москитная сетка способствует трагедии, так как ребёнок чувствует себя за ней в безопасности и опирается на неё.
☺ По возможности открывайте окна сверху, а не снизу.
☺ Установите на окна специальные фиксаторы, которые не позволяют ребёнку открыть окно.
☺ Если вы что-то показываете ребёнку из окна, всегда крепко держите его, будьте готовы к резким движениям малыша, не держите ребёнка за одежду.
☺ Если у вас нет возможности прямо сейчас установить фиксирующее и страховое оборудование, вы легко можете открутить отвёрткой болты, крепящие рукоятки, и убрать их повыше, используя по мере необходимости и сразу вынимая после использования.
Будьте бдительны! Берегите своих детей!
Советы родителям по безопасности в сети Интернет
Почти все дети проявляют повышенный интерес к огню, не осознавая в полной мере его потенциальную опасность, их неудержимо манит это чудо природы.
Нельзя быть уверенным в том, что, оставшись один, ребенок не решится поиграть коробочкой спичек, не захочет поджечь бумагу, не устроит костер, который однажды видел в лесу.
Именно поэтому учить детей необходимо правилам безопасности, но чтобы быть услышанным говорите с детьми на их языке, и они прекрасно поймут, что вы хотите сказать и от чего хотите их предостеречь. Дорогие родители, давайте с вами попробуем разобрать понятие «говорить с ребенком на их языке».
Итак, для этого взрослым необходимо использовать примеры, сказки, рисунки и всё то, что поможет ребёнку понять, какие ситуации бывают опасными, как поступить, попав в них и как их избежать. Учёба пойдёт впустую, если не учитывать особенности детской психики, которая противится формам «запрещено», «нельзя», «ты обязан» и т.д. Лучше действуют формулы типа: «Давай учиться вместе, помоги мне избавиться от беспокойства за тебя». Ситуации следует проверять в игровой форме, а объяснения лучше подкреплять доступными примерами из известных сказок. В сказках, рассказах, мультфильмах все доступно и очень подробно объяснено. Задача родителей состоит в том, чтобы акцентировать внимание ребенка на отдельных местах.
На самом деле, соблюдать эти простые рекомендации намного проще, чем вы думаете.
Совет 1. Смотрите вместе с ребенком мультфильмы!
Предлагаем посмотреть мультсериал МЧС «Волшебная книга».
После просмотра задайте ребенку несколько вопросов.
1. Тебе понравился мультфильм? Что нового ты узнал?
2. А кто из героев мультфильма тебе понравился? Почему?
3. Кто из героев нарушает правила безопасности? Что с ним произошло?
4. А кто из героев ведет себя правильно? Кто им помогает в этом?
5. Почему нельзя нарушать правила безопасности?
6. Что нужно знать, чтобы не попасть как волк в опасную ситуацию? А как бы поступил в такой ситуации ты?
Совет 2. Читайте со своим ребенком: сказки, присказки, прибаутки – основное средство обучения малышей правилам безопасного поведения. Они могут многому научить не только детей, но и родителей. Вы замечали, что в сказках для самых маленьких трагичный финал? Это очередное напоминание Вам, родители, о том, что детей без присмотра оставлять нельзя («Колобок», «Семеро козлят»). Когда читаете сказку с малышом, обязательно задавайте ему вопросы: «Почему так произошло?», «Что не так сделал герой?», «А как ты думаешь, что нужно было сделать?» Но не осуждайте персонажи, а рассуждайте над их поведением: «Ай-ай-ай! Плохо сделал Колобок! Нельзя убегать из дома. Можно потеряться! Или лиса съест!». Осуждая поступок героя, Вы даете правильные ориентиры ребенку на будущее, помогаете понять, в чем ошибка сказочного персонажа.
Совет 3. Рисуйте со своим ребенком.
Доказано, что дети воспринимают окружающий мир образами. Это значит, что все, о чем Вы говорите с ребенком, он должен видеть на картине. Поэтому у вас есть хорошая возможность поговорить с ним о правилах безопасности в доме. Нарисуйте с малышом план вашего жилья и красным цветом пометьте опасные зоны. Объясните ребенку, почему именно в этих местах следует быть осторожным и что делать в случае опасности. Рисунок – универсальный способ обучения, с его помощью ребенку легко можно привить навыки безопасного поведения:
Совет 4. Играйте со своим ребенком.
Ведь игра – основной способ обучения детей. Именно играя, ребенок лучше запоминает основные правила. Введите в вашу игротеку новую игру «Спасатели спешат на помощь!». Обязательно расскажите ребенку о работе спасателей, в каких случаях может понадобиться их помощь (пожар, обвал, утопление и т.п.), и как правильно вызвать:
Сыграйте роль диспетчера, пусть ребенок звонит и вызывает спасателей. А потом поменяйтесь ролями. Благодаря игре он усвоит необходимые знания:
Главное, что должен знать ребенок во время пожара:
Сделайте вместе с малышом «напоминалку», на которой будут написаны номера экстренных служб и ближайших родственников. Поместите ее около домашнего телефона.
С самых маленьких лет мы изучаем что такое «хорошо» и что такое «плохо». И самое главное для родителей осознавать, что знания о безопасности наших чад познаются в первую очередь дома. Однако, не стоит запугивать детей!
Помните, что им не обязательно знать всю криминальную информацию. Если родители стараются обезопасить детей, рассказывая всякие «страшилки», то это может привести к совершенно обратному результату. Ведь дети в сложных ситуациях становятся более уязвимыми, потому что страхи парализуют их и тем самым отбивают желание что-то предпринимать или как-то действовать.
Ваша цель – рассказать и внушить малышу, на что он способен, и объяснить, что если он будет правильно поступать, то никогда не попадет в опасную ситуацию, а если даже и будет такое, тогда ребенок обязательно выпутается и найдет выход.
Обучайте ребенка разными способами. Рассказывайте о других детках, которые правильно поступают в различных ситуациях, спрашивайте: «А что ты будешь делать в такой ситуации…», упоминайте свои рассказы, воспоминания.
ЕСЛИ СЛУЧИЛАСЬ БЕДА НА ДОРОГЕ
1. Оцените обстановку, опасные последствия происшествия.
2. Сообщите об аварии в ближайшую аварийную службу.
3. При отсутствии видимого риска подойдите к пострадавшему, Заходить нужно так, чтобы оказаться прямо перед его лицом: с раненый не должен поворачивать голову( помните про распространенность при ДТП травм шейно-грудного отдела позвоночника).
4. Если пострадавший в сознание, заговорите с ним, оцените его состояние, окажите неотложную помощь.
5. Еще раз оцените опасность ситуации и попытайтесь действовать адекватно ей (например, отключите аккумулятор автомобиля во избежание возгорания пролитого топлива от искры)
6. Если есть необходимость проведения неотложных медицинских мер, проведите их до стабилизации состояния пострадавшего.
7. Если необходимости неотложной помощи нет, продолжайте разговаривать с пострадавшим, не прикасаясь к нему.
При появлении на месте происшествия других людей попросите их о помощи: обозначить опасную зону, встретить аварийные службы, отключить аккумулятор поврежденного автомобиля, найти среди прохожих медиков, свидетелей ДТП и т.д.
«Причины детского дорожно-транспортного травматизма»
Обучение детей наблюдательности на улице
Правила перевозки детей в автомобиле
Правила поведения на остановке маршрутного транспорта
Памятка для родителей
- дорогу переходить можно только со взрослыми, держась за руку.
- Вырываться нельзя, переходить дорогу надо по переходу спокойным шагом, на дорогу ходить нельзя;
- пешеходы - люди, которые идут по улице;
- когда мы едем в автобусе, троллейбусе, трамвае, нас называют пассажирами;
- машины бывают разные - транспорт;
- машинами управляют шоферы (водители);
- для машин (транспорта) предназначено шоссе( дорога, мостовая);
- когда мы едем в транспорте, нельзя высовываться из окна, надо держаться за руку мамы и папы, поручень;
- чтобы был порядок на дороге, чтобы не было аварий, чтобы пешеход не попал под машину, надо подчиняться сигналу светофора.
Работа с родителями по профилактике детского травматизма
Круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках школы. Поэтому работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в учреждении образования. Предметы домашнего обихода, бытовые ситуации могут стать причиной несчастных случаев. В этой связи родители должны подумать о безопасности. Поэтому необходим тесный контакт с родителями.
Цель работы с родителями – важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего в семье. Родители для детей всегда являются авторитетом и примером для подражания.
С целью формирования у детей знаний, умений навыков безопасного поведения на улице в ГУО проводятся следующие формы взаимодействия и общения с родителями:
Основными причинами ДТП являются:
Со стороны несовершеннолетних:
- Переход дороги в не установленном для перехода места и перед близко идущим автотранспортом.
- Выход из - за транспортных средств, не убедившись в личной безопасности.
- Бесконтрольность со стороны родителей.
Со стороны водителей:
- Не предоставление преимущества пешеходу, переходящему проезжую часть по пешеходному переходу.
- Нарушение ПДД при перевозке пассажиров.
- Превышение скорости.
Недопустимо несовершеннолетним школьникам садиться за руль мопеда, мотоцикла, а тем более автомобиля.
Соблюдайте правила дорожного движения! Берегите своих детей!
Расскажите детям о их праве на личную неприкосновенность, на защиту себя от физических посягательств любыми средствами. ВАЖНО научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим. Дети имеют право и должны сказать «НЕТ» любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.
ГУОПП МОБ МВД Республики Беларусь
Напряжённая длительная работа глаз на близком расстоянии, рассматривание мелких предметов при плохом освещении и других неблагоприятных условиях, а также слабость мышечного аппарата глаза могут привести к близорукости.
Для сохранения здоровья ребенка и профилактики расстройства зрения имеет решающее значение правильно построенный режим дня с соблюдением гигиены зрения.
Игры и учебные занятия школьника должны чередоваться с пребыванием на открытом воздухе, творческой деятельностью, самообслуживанием, физическими упражнениями, своевременным приёмом пищи и сном.
Школьникам, занимающимся в 1 смену, домашние задания лучше делать после обеда и 1,5 часа прогулки, занимающимся во 2 смену - в утренние часы, чтобы до ухода в школу не менее 1,5 ч. быть на свежем воздухе.
Учащимся с наличием близорукости при выполнении домашних заданий необходимо чередовать зрительную нагрузку с отдыхом для глаз, т.е. через каждые 30 мин. работы сделать несколько гимнастических упражнений и физкультминутку для глаз.
Физкультминутка для глаз.
Упражнения выполняйте в домашних условиях и в школе через каждые 20-25 минут зрительной работы.
Исходное положение каждого упражнения - стоя или сидя.
Упражнение 1. Сделайте 15 колебательных движений глазами по горизонтали справа -налево, затем слева - направо.
Упражнение 2. Сделайте 15 колебательных движений глазами по вертикали - вверх - вниз и вниз -вверх.
Упражнение 3. Тоже 15, но круговых вращательных движений глазами слева - направо.
Упражнение 4. То же самое, но справа - налево.
Упражнение 5. Сделайте по 15 круговых вращательных движений глазами вначале в правую, затем в левую стороны, как-бы вычерчивая глазами уложенную набок цифру 8.
Полезны для сохранения зрения и регулярные физические упражнения. Они улучшают деятельность сердца, легких, развивают мышцы, улучшают обмен веществ. Выбор упражнений зависит от возраста и состояния зрения. Полезны игры в теннис, бадминтон, плавание. При высокой осложненной близорукости не следует выполнять упражнения, связанные с чрезмерными наклонами головы, не рекомендуются резкие движения, подъем тяжестей, противопоказаны виды спорта, связанные с большими физическими нагрузками, быстрым перемещением тела и возможностью его сотрясения.
Телевизионные передачи при длительном просмотре оказывают неблагоприятное влияние на отдельные зрительные функции. При просмотре телевизионных передач надо сидеть на расстоянии 2,5-Зм от экрана и не сбоку, а прямо перед экраном в неярко освещенной комнате, следить, чтобы свет не попадал в глаза и не отражался на экране. Звук должен быть не очень шумным, изображение четким и несколько ниже уровня глаз. Время просмотра телепередач для дошкольников не более 20-30 мин 2 раза в неделю, школьникам младшего возраста - 1 час, среднего - 1,5, старшеклассникам - 2 часа не более 2-х раз в неделю.
В нашу жизнь сейчас широко входит компьютер. Обычно человек моргает двадцать раз в минуту, увлажняя при этом роговицу. Когда мы неподвижно смотрим на экран компьютера, то моргаем в три раза реже. В результате глаз становится сухим, появляется ощущение жжения и краснота. Чтобы не было глазной усталости, в зоне работы компьютера должно быть едва светло и свет не должен создавать бликов. Монитор необходимо расположить ниже уровня глаз, чтобы предотвратить постоянное напряжение мышц глазного яблока. Оптимальная дистанция между глазами и монитором 70 см. (вытянутая рука). Каждые полчаса отвлекайтесь от экрана и смотрите вдаль, или ненадолго закрывайте глаза. Непрерывная длительность занятий на компьютере не должна превышать для учащихся 1-го кл.(6 лет) - 10 мин., для учащихся 2- 5-х кл. - 15 мин., для учащихся 6 - 7-х кл. - 20 мин., для учащихся 8 - 9-х кл. - 25 мин., для учащихся 10 - 11-х кл. - 30 мин.
Большое значение имеет сон. «Сон дороже лекаря» - гласит поговорка. Во время сна весь организм, в том числе и глаза, отдыхает. Нервные клетки во время сна пополняют запас питательных веществ, накапливают энергию. Для детей до 1-4 классов сон должен быть не менее 10 часов, для старших классов - 8-9 часов.
Важную роль в сохранении зрения детей играет полноценное и регулярное питание. Для нормальной деятельности всех тканей и органов необходимо достаточное содержание в пище белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ. Чаще всего недостаток витаминов А, В1, В2, С ведет к заболеванию глаз.
Особенно необходим для зрения витамин А, который содержится в сливочном масле, молоке, говяжьей печени, моркови, шиповнике, абрикосах, чернике, щавеле, петрушке, томатах, луке, грецких орехах, апельсинах, мандаринах.
Не менее важен и другой витамин В2 (рибофлавин). Длительное отсутствие его в пище и плохая усвояемость организмом может вызвать светобоязнь и понижение зрения. Содержится этот витамин в пивных дрожжах, рыбе, печени, молоке, яйцах, шпинате.
Витамина С много в чернике, лимоне, смородине, шиповнике, квашеной капусте.
В комплекс мероприятий по охране зрения детей входит и соблюдение гигиены. Плохая освещенность дома и в школе является одним из важных, если не основных факторов, способствующих развитию близорукости. При слабой освещенности утомление наблюдается особенно у лиц с дефектами органа зрения, т.к. им приходится и без того напрягать его.
Письменный стол лучше поставить вблизи от окна так, чтобы свет падал слева. Лучшим видом освещения является дневное. Солнечный свет регулирует физиологические процессы, повышает обмен веществ, способствует правильному развитию организма ребенка. Рабочее место должно освещаться рассеянным светом, т.к. прямые солнечные лучи создают блики и ослепляют ребенка.
Искусственное освещение создается лампой не менее 60 ватт с абажуром, которая должна стоять слева. Читать рекомендуется сидя за столом. Расстояние от глаз до книги должно быть 30-35 см, книга располагается под углом 35° - 45°, это создается с помощью подставки. Сидение должно быть удобным, со спинкой и соответствовать росту ребенка. Немаловажный фактор в предупреждении близорукости имеет и правильная посадка при чтении и письме. Сидеть надо прямо, слегка наклонив голову вперед, опираться спиной на спинку стула. Когда же ребенок сильно наклоняется над книгой или тетрадью, тяжесть головы вызывает напряжение шейных и спинных мышц, что, в свою очередь, ведет к еще большему опусканию головы, сгибанию позвоночника, излишним мышечным усилиям и быстрому общему утомлению. Для устранения привычки приближать глаза к тексту с первых дней учебы необходимо иметь надлежащую мебель, длительно и терпеливо воспитывать у детей правильную посадку при чтении и письме.
Не рекомендуется читать лежа. При таком чтении кровь приливает к голове и глазам. Это может способствовать растяжению стенок глаза или удлинению переднезадней оси. Кроме того, при чтении лежа трудно соблюдать необходимое расстояние и удерживать книгу в правильном положении. Все это приводит к напряжению зрения и развитию близорукости. Такие же явления наблюдаются и при чтении во время еды. Более того, очаги возбуждения в коре головного мозга, вызванные чтением, могут быть сильнее, чем от еды, и процесс пищеварения значительно ослабляется, усвоение пищи из-за недостатка пищеварительных соков уменьшается. Все это отрицательно действует на здоровье человека и на глаза. Чтение в транспорте ведет к частой и быстрой смене расстояния между книгой и глазами, хрусталику и мышцам при этом необходимо усиленно работать, чтобы было ясное зрение, в результате приспособительный аппарат ослабляется, может развиться близорукость.
Шрифт книг должен быть четким, с определенными просветами между буквами и строками. Поэтому нежелательно, чтобы дети учились читать по случайным книгам или газетам. Если ребенок подносит книгу к глазам ближе обычного, сильно склоняет голову во время письма, щурится при рассматривании предметов - это первые признаки близорукости, заметив их у своего ребенка, немедленно обращайтесь к врачу- окулисту. Каждый близорукий школьник должен находиться под систематическим наблюдением врача.
Все эти советы просты и легко выполнимы, надо только обязательно их выполнять. Это поможет избавить наших детей от многих проблем и огорчений, связанных с ухудшением зрения.
Питание в школьном возрасте существенно влияет на формирование здоровья детей и является важнейшим фактором, определяющим здоровье нации. Любой родитель, воспитывающий ребенка-школьника, несет полную ответственность за его здоровье, а потому должен всерьез озаботиться вопросом, чем питается его ребёнок, будучи в школе, и питается ли вообще. Здоровое питание школьников – проблема серьезная, ведь именно в школьный период в детском организме происходит наибольшее количество изменений.
В соответствии с нормами СанПиН в средней школе №35 г. Витебска имени А.П.Овечкина организовано регулярное здоровое питание школьников.
Горячее питание в школьной столовой призвано решать задачу соблюдения режима питания. С тем, чтобы у школьника не было бы перерывов между приёмами пищи более 4 часов, что очень вредно для пищеварительной системы ребёнка. Поэтому призываем родителей, имеющих льготы, своевременно оформить документы на бесплатное 2-х разовое питание для своих детей. Остальным детям школьная столовая предлагает горячее питание за наличный расчёт.
Горячее питание в системе питания человека имеет крайне важное значение. Многолетний опыт наблюдений врачей и педагогов показал, что учащиеся, не потребляющие во время учебного дня горячую пищу, быстрее утомляются, чаще жалуются на головные боли, на усталость, на боли в желудке, плохой привкус во рту, плохое настроение и пониженную работоспособность. К тому же, согласно статистике, болезни желудка среди детей школьного возраста занимают второе место после заболеваний опорно–двигательного аппарата.
Словом, всё больше фактов говорит в пользу обязательного горячего питания для всех школьников во время их пребывания в школе. Еще не так давно статистика показывала, что школьники, особенно старшеклассники предпочитают не качественную еду, а чипсы, бутерброды, кока-колу, всевозможные рекламируемые сухарики. К счастью тенденция стала меняться и все больше старшеклассников склоняются к тому, что при большой нагрузке в школе необходимо горячее питание.
Освоение школьных программ требует от детей высокой умственной активности. Маленький человек, приобщающийся к знаниям, не только выполняет тяжелый труд, но одновременно и растет, развивается, и для всего этого он должен получать полноценное питание.
Современный школьник должен есть не менее четырех раз в день, причем на завтрак, обед и ужин непременно должно быть горячее блюдо. Для растущего организма обязательны молоко, творог, сыр, кисломолочные продукты - источники кальция и белка. Дефицит кальция и фосфора также помогут восполнить рыбные блюда. В качестве гарнира лучше использовать не картошку или макароны, а тушеные или вареные овощи (капусту, свеклу, лук, морковь, бобовые, чеснок и капусту). За день школьники должны выпивать не менее двух литров жидкости, но не газированной воды, а фруктовых или овощных соков.
Питание школьника должно быть сбалансированным. В меню школьника обязательно должны входить продукты, содержащие не только белки, жиры и углеводы, но и незаменимые аминокислоты, витамины, некоторые жирные кислоты, минералы и микроэлементы. Эти компоненты самостоятельно не синтезируются в организме, но необходимы для полноценного развития детского организма. Соотношение между белками, жирами и углеводами должно быть 1:1:4.
Калорийность рациона школьника должна быть следующей:
7-10 лет – 2400 ккал
14-17 лет – 2600-3000 ккал
если ребенок занимается спортом, он должен получать на 300-500 ккал больше.