Инновационная работа

Педагогический коллектив государственного учреждения образования Средняя школа №35 г. Витебска имени А.П.Овечкина с 2020/2021 учебного года работает над реализацией инновационного проекта ”Внедрение модели обучения математике на основе принципов системной дифференциации, обучения от среднего уровня обобщенности и индивидуального темпа обучения в условиях коммуникации (на I и II ступенях общего среднего образования)“

База инновационного проекта: образовательный процесс по математике в 4 «А» – 20 учащихся, 4 «Б» – 22 учащихся.

 Состав участников инновационного проекта определён приказом Главного управления по образованию Витебского областного исполнительного комитета № 466 от 29.08.2022 года ”О порядке осуществления экспериментальной, инновационной и исследовательской деятельности в учреждениях образования Витебской области в 2022/2023 учебном году“

Сроки реализации проекта: 2020/2025 год.

Участники инновационного проекта:

- руководитель инновационного проекта в учреждении образования:

Лосева Ирина Эдуардовна, директор государственного учреждения образования ”Средняя школа №35 г. Витебска“;

- координатор инновационного проекта в учреждении образования:

Белинская Ольга Петровна, заместитель директора по учебной работе;

- психолого-педагогическое сопровождение инновационного проекта:

Гудова Анастасия Сергеевна, педагог-психолог;

участники инновационного проекта среди педагогов учреждения образования:

Фамилия, имя отчество

Должность

Квалификационная категория

Педагогический стаж

Чиркова Светлана Фёдоровна

учитель начальных классов

высшая

32 лет

Белинская Ольга Петровна

учитель начальных классов

первая

 23 год

    

Введение

Актуальность внедрения проекта обусловлена изменяющейся социокультурной ситуацией, требованиями современного информационного общества. Современная наука и практика основаны на информационном подходе, который предполагает математизацию и компьютеризацию всех областей человеческой деятельности. Учреждение образования  должно не отставать от быстроменяющегося мира, а опережать его. Компетентностный подход является основным на данном   этапе развития образования. Его главные приоритеты заключаются в умении действовать и принимать решения в неопределённой ситуации, учиться вместе, учиться у других, самостоятельно делать выводы и обрабатывать информацию. Инновационная экспериментальная деятельность даёт возможность педагогам использовать  вариативность форм и методов решения текстовых задач на учебных занятиях по математике. Кроме того, необходимость совершенствования подходов к организации образовательного процесса по математике вытекает из возросшего общественного интереса к применению здоровьесберегающих технологий в образовании, созданию средств обучения, доступных самим учащимся. Сегодня родители не всегда могут оказать своим детям компетентную помощь в выполнении домашнего задания. Поэтому совершенствование состава и структуры учебно-методического комплекса по учебному предмету ”Математика“ будет способствовать гармонизации детско- родительских отношений.

Внедрение модели обучения математике на основе принципов системной дифференциации, обучения от среднего уровня обобщенности и индивидуального темпа обучения в условиях коммуникации так же будет способствовать разрешению противоречий между:

– объемом учебного материала и количеством времени, отводимым на его изучение;

– массовым характером образования и индивидуальными особенностями восприятия и усвоения учебного материала учащимися, разными уровнями их математической подготовки;

– между запросом педагогической общественностью новых технологий, позволяющих оптимизировать обучение, и недостаточной степенью разработанности соответствующих учебных и методических материалов.

Актуальность внедрения инновационного проекта так же обусловлена необходимостью обеспечить преемственность в обучении математике при переходе с I ступени общего среднего образования на II ступень. Инновационная модель обучения позволяет скорректировать негативную тенденцию при изучении школьного курса математики, которая состоит в следующем: если к окончанию начальной школы ”понимают“ математику 60–80 % учащихся, то уже к окончанию VI класса – 30–40 %.

Цель проекта: повышение качества математического образования посредством внедрения модели обучения математике на основе  принципов системной дифференциации, обучения от среднего уровня обобщенности и индивидуального темпа обучения в условиях коммуникации.

На отчетный период перед участниками проекта стояли следующие задачи:

  1. Обеспечить преемственность в обучении математике на основе принципов системной дифференциации, обучения от среднего уровня обобщенности и индивидуального темпа обучения в условиях коммуникации при переходе с I ступени общего среднего образования на II ступень.
  2. Реализовать календарно-тематическое планирование и учебно-методические комплексы по математике для 1 класса ”Моя математика“ (авторы В.Д.Герасимов, Т.А.Лютикова, Г.В.Герасимова), в котором в полной мере учитываются:

а) особенности структурирования учебного материла на основе принципа системной дифференциации;

б) принцип обучения от среднего уровня обобщенности (прототипное обучение);

в) индивидуальный темп обучения в условиях коммуникации.

  1. Реализовать календарно-тематическое планирование и дополнительные дидактические материалы к действующим учебно-методическим комплексам по математике для 5 класса, в котором в полной мере учитываются основные положения инновационной модели обучения.
  2. Посредством организации образовательного процесса на основе положений инновационной модели обучения обеспечить:

а) индивидуальную образовательную траекторию обучающихся в зависимости от уровня их предшествующей подготовки и способностей, в том числе, через организацию дифференцированного подхода;

б) преимущественное усвоение знаний и  формирование компетенций на уроке (непосредственно в образовательном процессе);

в) формирование мотивации достижения успеха в образовательном процессе.

  1. Разработать и реализовать систему мониторинга и оценки учебных достижений обучающихся с разными уровнями математической подготовки.
  2. Повысить профессиональную компетентность и методическую подготовку учителя при обучении школьников с разными уровнями математической подготовки.
  3. Изучить и обобщить результаты внедрения инновационного проекта, подготовить методические рекомендации для учителей.

Автором школьной программы по математике в 5 классе является тот же автор проекта Герасимов В.Д.. Но в проекте изменена очередность некоторых тем курса. Что сделало переходы от темы к теме логично вытекающими. Например, учащимся целесообразно после изучения темы ”Делители и кратные“ перейти к изучению темы ”Дроби“, где используется именно тема Делители и кратные“, а не тема ”Выражения. Уравнения“,  которая стоит в обычном КТП между данными двумя темами. При работе на уроках используется тот же учебник по математике, что и у всех учащихся. Также автором Герасимовым В.Д. предложены пособия для самостоятельных и контрольных работ.

В ходе реализации инновационного проекта получены следующие результаты:

  1. Организация образовательного процесса в I, II четвертях текущего учебного года в 3 и 7 классах с использованием рабочих тетрадей для учащихся и календарно-тематического планирования учебного материала (автор В.Д. Герасимов) показала, что инновационная модель обучения математике обеспечивает качественное выполнение требований государственной программы по математике. При этом уже на начальном этапе внедрения инновационной модели зафиксирован важный показатель её эффективности: оптимальное перераспределение учебного времени при изучении различных тем учебной программы (в том числе, его экономию в целом).
  2. Система работы над теоретическим материалом, заложенная в рабочих тетрадях для учащихся, позволила оптимизировать формы и методы организации учебного процесса с учётом разных уровней развития математических способностей и математической подготовки учащихся.
  3. Для оперативного выявления затруднений учащихся в усвоении содержания учебного предмета, учёта и своевременной коррекции их знаний и умений в классах, обучающихся по инновационной модели, организована работа в системе учебные занятия – поддерживающие занятия. С учащимися, проявляющими интерес к математике, организована работа в системе учебное занятие – факультативные занятия, стимулирующие занятия.
  4. Получены предварительные результаты мониторинга и оценки математической подготовки учащихся.

На основе вышеизложенного, можно сделать выводы:

Государственное учреждение образования ”Средняя школа № 35 г. Витебска имени А.П.Овечкина“ работает в инновационном режиме, цель, задачи, стратегия и тактика инновационной деятельности продуманы верно.

Время работы в проекте учащихся 3 классов позволяет говорить о положительной динамике уровня  их математической подготовки по всем основным критериям, а  так же об изменениях в уровне профессиональной компетенции педагогов, участвующих в инновационной деятельности.

поделиться в: